Алоэ кофе какой род

40б
2) Выпишите и определите род у несклоняемых существительных.

Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.
Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.
Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.
Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»
Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.

Источник

Какого рода кофе в других языках?

Этот вопрос возник в комментариях к одной из моих статей — давайте же изучим его немного подробнее .

Какого рода кофе в русском языке — люди спорят до сих пор. Мужской род «достался» этому слову от устаревшей формы мужского рода «кофий», но по правилам русского языка слова, которые заканчиваются на о/е имеют средний род…

Но сегодня не о русском, а об иностранных языках : ) В мире, по разным подсчетам, от 2000 до 7000 тысяч разных языков — я, конечно же, не смогу рассказать о них всех, но постараюсь пройтись по нескольким разным примерам , о которых смогу найти информацию.

Если вы изучаете иностранный язык, который я не упомянула в этой статье, и знаете, какого рода в нем слово «кофе» — добавляйте варианты в комментариях, я добавлю их в статью! А если я «наврала» про какой-то язык — пишите с уточнениями, все-таки с большинством языков, упомянутых ниже, я знакома лишь поверхностно — но постаралась как следует «порыться» в разных источниках.

В английском языке кофе (coffee)… можно сказать, никакого рода. В английском у неодушевленных существительных нет категории рода , что в чем-то, кстати, упрощает изучение.

То же самое относится и к китайскому языку: в китайском языке имена существительные (включая слово «кофе» — 咖啡) не имеют рода, он определяется только физиологически у человека, а у предметов и даже животных грамматическая категория рода отсутствует.

В японском языке также нет грамматической категории рода у существительных и кофе в этом языке «никакого» рода (コーヒー).

Категория рода отсутствует и в турецком (kahve) и эстонском (kohvi) языках.

В хинди кофе (कॉफ़ी) мужского рода. Также мужского рода кофе и во многих романских языках: в испанском (el café), французском (le café), португальском (o café), итальянском (il caffè). А вот в румынском кофе — женского рода (cafea).

В немецком языке многие (но не все) напитки имеют мужской род, и кофе (der Kaffee) — не исключение.

Встречается ли вообще кофе женского рода? Конечно! Я выше упомянула румынский, но это не единственный случай. Существительное кофе женского рода в арабском языке (القهوة), а также, например, во многих славянских языках:

А вот в болгарском кофе (кафе) — среднего рода.

В некоторых языках нет деления на мужской/женский или мужской/женский/средний рода существительных . Например, в шведском и датском языках выделяют так называемый общий и средний род. В шведском языке кофе — среднего рода (kaffe), а в датском — общего (kaffe).

Я очень надеялась, что найдется уже кем-то составленная большая и красивая табличка с родами слова «кофе» в множестве разных языков, но мне не повезло : ) Думаю, нескольких примеров хватит для этой статьи — а вы можете, конечно же, добавить свои примеры в комментариях, если захотите.

UPD — еще варианты из комментариев:

Латинский язык — coffea (ж)

Нидерландский язык — koffie (м)

Как видите, род существительного «кофе» во многом зависит от структуры каждого индивидуального языка.

В некоторых языках категории рода у существительных просто нет, а в других не выделяют средний (например, в испанском) или мужской/женский (как в шведском) род.

Как мне кажется, проще , когда категории рода в языке нет — нужно усваивать на одну грамматическую категорию меньше : ) Хотя, конечно, у каждого языка есть свои интересные особенности , простые и сложные.

Большое спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше об иностранных языках и их изучении!

Источник

Кофе он или оно, как же правильно ☕️❓

Вопрос «Кофе какого рода?» невероятно популярный и уже успел набить оскомину. Уже многие годы литераторы борются за мужской род, самоуверенные спорят с ними, защищая форму «оно», а незнающие мечутся между двумя сторонами, пытаясь понять, какой же вариант все-таки правильный. Отсюда возникают противоречащие определения «вкусный» или «вкусное». И все-таки, кофе какой или какое? Кофе мужского рода или среднего?

История филологии — наука, несомненно, важная и достоверная, но, к сожалению, она не всегда может дать ответы на все вопросы. Нельзя отрицать, что язык напоминает живой организм, он постоянно меняется и преобразуется. Основываясь только на исторических формах слов, нельзя уверенно сказать, к какому роду слово кофе принадлежит. Конечно, языковые институты при изменении каких-либо норм сначала отмечают их, но не сразу вводят, словари остаются без изменений, стараясь сохранить те старые правила, которые являются крепкой основой для филологической культуры любой нации. Только когда по-новому начинает говорить половина или большая часть носителей языка, изменение наконец-то закрепляют в изданиях. Так произошло с родом слова кофе.

В трех основных словарях слово «кофе» мужского рода. Официальные изменения внесли в 2002-ом году. До этого момента существовали три основных словаря, определяющие разговорные нормы (в них до сих пор значится информация о том, как правильно нужно говорить.): толковый словарь известного всем Даля (написан в 1880-1882 годах); словарь не менее знаменитого Ожегова (1949 год); современный и реже используемый словарь Ефремовой (1996 год).

❗️Полезно знать: Три главных российских словаря указывают, что кофе в русском языке исключительно «он», поэтому правило это остается главным в литературной речи, не допускающей использование каких-либо других вариантов. Да и в вопросах, посвященных кофе, Википедия род указывает исключительно как мужской, лишь с редкой допустимой возможностью использовать его как слово среднего рода. Но в 2002-ом году ситуация изменилась, «Русский орфографический словарь», созданный Лопатиным (еще кратко именуемый «РОС»), опубликовал данные, согласно которым употребление кофе в мужском роде и среднем допустимо для разговорной речи и считается абсолютно правильным.

Впрочем, в отношении огромной части населения подобное решение, принятое Министерством образования, было правильным — ведь на улицах то и дело можно услышать форму слова среднего рода. С другой стороны, не стоит забывать, что использование местоимения «он» уместно в отношении напитка, именно того, что разливают по чашкам, в случае же, если собеседники обсуждают самое растение, как таковое, с листьями, плодами, то вполне правильно будет назвать местоимение «оно». Остальные формы слова определяются в индивидуальном порядке, например, кофейная гуща или гуща кофе, будут женского рода.

Читайте также:  Как выглядят рассада алиссума

Источник

Какого рода «кофе» в русском языке? Мифы об этом слове

Хороший кофе или хорошее кофе? Он или оно? Что говорит история и литературная норма? Расскажу обо всех этих деталях, в том числе о распространённом мифе насчёт этого существительного.

Итак, привожу факты на основе научных источников и словарей. Начну с истории, далее поведаю о современности.

История слова «кофе»

1. Заимствовано в XVIII в. Как пишется в словаре М. Фасмера, из английского соffее или голландского koffie. В европейские языки пришло из арабского qahwa . Уже тогда наблюдается вариативность его родовых форм: кофе, кофь, кафа (Словарь русского языка XVIII века: X). Причём из данных Корпуса и «Словаря русского языка XVIII века» можно заключить, что форма «кофе» в текстах этого периода — как мужского, так и среднего рода. Это объяснимо, поскольку существительное только осваивалось в языке.

2. В XIX в. в классической русской литературе «кофе» последовательно употребляется как слово мужского рода. В среднем роде встречается крайне редко. В словаре В. И. Даля 1863 — 1866 гг. есть словарная статья со словом «кофе». Однако вторым вариантом идёт «кофей». Указан только один род — мужской.

3. Средний род стал чаще встречаться в начале XX в., но мужской преобладал. Среди писателей, употреблявших оба родовых варианта слова «кофе»: Андрей Белый, И. А. Бунин, Б. А. Пильняк, В. Набоков, М. А. Алданов, А. Н. Толстой, А. Грин, Ю. Даниэль и др.

4. В советской печати в 40–80-е гг. XX в. стилистически нейтральное употребление слова «кофе» в среднем роде не фиксируется. Возможно, на это влиял ГОСТ № 6805-53 «Кофе натуральный жареный», действовавший с 1953 г., а также кодификация и литературное редактирование.

5. Лишь в 90-е гг. XX в. в русской литературе вновь появляются варианты среднего рода. А их количество в первом десятилетии XXI в. даже превышает показатели 20–30-х гг. XX в., когда средний род «кофе» фиксировался в текстах довольно часто.

6. В итоге история освоения слова фиксирует дублеты всех трех родовых форм: мужского ( кофей, кофий ), среднего ( кофе ) и даже женского ( кофь, кафа ) рода.

Современная норма

1. В толковых и орфографических словарях всегда на первом месте приводился и приводится мужской род. И в XX, и в XXI веке. Средний род в качестве разговорного варианта мы можем найти ещё в словаре Д. Н. Ушакова, выпущенном в 1935 — 1940 гг. Ещё у него есть словарная статья «кофей», но там это понятие отмечено как просторечное.

2. В Малом академическом словаре под ред. А. П. Евгеньевой, в Большом толковом словаре С. А. Кузнецова, в словаре С. И. Ожегова указывается только мужской род.

3. В орфографическом словаре под редакцией В. В. Лопатина, который издаётся при поддержке Института русского языка РАН, у слова «кофе» тоже мужской род. Средний идёт вторым с пометкой «разговорное». То же самое — в орфографическом словаре Б. З. Букчиной.

4. Такую же картину мы наблюдаем в «Словаре трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой.

Популярный миф о слове «кофе»

Якобы в 2009 году его разрешили употреблять в среднем роде отдельным приказом, постановлением, законом. Во-первых, ничего подобного не было. Во-вторых, подобные лингвистические изменения не могут вот так, с бухты-барахты, утверждаться каким-то приказом.

В-третьих, ориентироваться при проверке языковых фактов исключительно на публикации в СМИ — это, мягко говоря, неверно. Истина в последней инстанции — орфографические и толковые словари, ответы справочной службы русского языка, а также проверка первоисточников, если новостной ресурс на них опирается.

Подробнее о том новостном шуме 10-летней давности я рассказывал в статье об ударении в слове «договор». Ссылку на неё оставлю в конце. А пока — разъяснение справочной службы:

Правда ли, что слово кофе теперь среднего рода?

Правда – что слово кофе можно употреблять в разговорной речи как существительное среднего рода, неправда – что теперь: указание на допустимость такого употребления находим еще в словарях 1970-80-х гг. (см., например: Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1980). Необходимо подчеркнуть: средний род слова «кофе» (и раньше, и сейчас) – допустимое разговорное употребление; согласно строгой литературной норме слово кофе (и раньше, и сейчас) – существительное мужского рода.

Кофе — он

  1. «Кофе» в литературном русском языке по-прежнему мужского рода. Вкусный, горячий, крепкий.
  2. В качестве допустимого разговорного отмечается средний род ещё в словарях XX века. Подчёркиваю: только как разговорный, а не нормативный.
  3. Никто в 2009 году средний род в качестве нормативного не устанавливал и не «разрешал», как об этом часто ошибочно пишут.

Желаю вам пить только натуральный, вкусный и ароматный кофе. 😉
А как вы считаете, какой род должен быть у слова «кофе»?
Ставьте лайк, делитесь статьёй с вашими друзьями, знакомыми. Благодарен каждому за прочтение. И подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и Телеграме .

Источник

Итоговая работа по теме:
“Имя существительное”

Задание 1. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Заболоцкого. Объясните выбор гласных в окончаниях выделенных слов.

Я не ищу гармони_ в природ_.
Разумной соразмерност_ начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосвод_
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир его дремучий!
В ожесточенном пени_ ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Дополнительно. Вспомните другие поэтические строки, содержащие слова с орфограммой “Правописание падежных окончаний имен существительных”. Объясните правописание указанных вами слов.

Задание 2. Что объединяет приведенные ниже слова с точки зрения правописания падежных окончаний в них? Составьте отдельные предложения (лучше текст), используя эти слова.

Имя, пламя, племя, семя, стремя, путь.

Задание 3. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной.

Голосишк_, зайчишк_, мостишк_, пальтишк_, плутишк_, сараюшк_, трусишк_, коровушк_.

Задание 4. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-.

Брат, город, забор, крыло, река, шалун, гектар, деревня, корова, письмо, сын, дом.

Задание 5. Определите род данных существительных.

Авокадо, алоэ, бандероль, бра, вуаль, вуз, Гоби, денди, жабо, желе, имбирь, казино, кофе, кашне, кашпо, кольраби, какао, маэстро, меню.

Задание 6. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки.

1) У стены стоит (черный) рояль. 2) На ужин мы приготовили (жареный) картофель. 3) Чтобы крыша не текла, ее нужно накрыть (толь). 4) Друг пригласил меня на чашечку (черный) кофе. 5) Для прослойки торта можно использовать (яблочный) повидло. 6) В зале сидит (компетентный) жюри. 7) Ребенок с удовольствием ест (картофельный) пюре. 8) В праздники в доме обычно готовили (вкусный) студень.

Задание 7. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн. ч. имеют окончание -ы(и).

1) Отпуск, приговор; 2) шофер, профессор; 3) доктор, фронт; 4) договор, конструктор.

Задание 8. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн.ч.

Выбор, директор, бухгалтер, договор, доктор, инженер, инспектор, округ, отпуск, конструктор, приговор, клапан, ревизор, повар, паспорт, слесарь, офицер, фронт, мастер.

Задание 9. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн.ч.

Бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки.

Задание 10. Спишите, раскрывая скобки.

1) На Черном море много песчаных (побережье). 2) Отряд (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте. 3) Я оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потемки). 4) Я встал, сняв ребенка с (колени). 5) В саду много (яблони), (вишни), (смородина). 6) Сколько же (платья) тебе нужно? 7) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). 8) Над болотом кружила пара (цапли). 9) Сколько (доли) от наследства ты получил? 10) В нашем городе много (грузины), (туркмены), (узбеки), (цыгане), (осетины), (башкиры).

Читайте также:  Вредна ли алоказия в домашних условиях

Задание 11. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания.

В.Д. Поленов. Автопортрет.
Начало 1900-х гг.

1) Многие полотна написанные Поленов_м можно увидеть в музее, что располагается в усадьбе, названной по фамилии своих владельцев Поленов_м. 2) Полет в космос 12 апреля 1961 года – беспрецедентный подвиг совершенный Гагарин_м. Город Гжатск где родился и вырос первый космонавт теперь называется Гагарин_м. 3) Принцип построения термодинамической температурной шкалы был предложен Кельвин_м в 1848 году.

Задание 12. Укажите номер ряда, в котором все существительные женского рода.

1) Алоэ, кофе; 2) Сочи, салями; 3) тюль, метро; 4) мозоль, кольраби.

Задание 13. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов.

Дыра, сапог, ураган, полотно, сила, кусок, сбор, грязь, рука, хвост.

Задание 14. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик-, -щик- имена существительные.

Проходить, советовать, притворяться, сварить, резать, рассказать, камень, пилить, баня, контора, стекло.

Задание 15. Распределите слова в две группы: а) ь пишется после шипящих на конце слова; б) ь не пишется после шипящих на конце слова.

Муж(?), тиш(?), витраж(?), задач(?), полноч(?), радиопередач(?), гуаш(?), пейзаж(?), коллаж(?), свеч(?), бреш(?), лож(?), выигрыш(?), тиш(?), манеж(?), роскош(?), монтаж(?), глуш(?), ключ(?), ноч(?).

Задание 1. Составьте словосочетания с данными ниже словами, употребляя их в форме р.п., д.п., п.п.

Струнка, доля, акция, медаль, якорь, гений, стая, башня, студия, сочинение, ущелье, рысь.

Задание 2. Что объединяет приведенные ниже слова с точки зрения правописания падежных окончаний в них? Составьте отдельные предложения (лучше текст), используя эти слова.

Время, вымя, бремя, знамя, темя, путь.

Задание 3. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной.

Землишк_, горлышк_, зернышк_, нивушк_, парнишк_, полюшк_, соловушк_, хлебушк_.

Задание 4. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-.

Гнездо, комар, мать, трава, ива, усадьба, изба, поле, доля, горе, соловей, солнце.

Задание 5. Определите род данных существительных.

Метро, мозоль, ножище, озимь, Онтарио, плацкарта, повидло, пони, портье, рагу, рояль, салями, Сочи, толь, тюль, шампунь, хобби, шоу.

Задание 6. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки.

1) Я долго греб веслами, отчего на руке (вздуться) (огромный) мозоль. 2) Мать чисто прибрала в комнате, на окна повесила (красивый) тюль. 3) Лицо дамы (скрывать) (густой) вуаль. 4) Отличник гордится (свой) (табель). 5) Машина ехала по (асфальтированный) шоссе. 6) На озере (плавать) (черный) лебедь. 7) Голову моют (шампунь).

Задание 7. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн.ч. имеют окончание -а(я).

1) Инспектор, якорь; 2) снайпер, редактор; 3) округ, приговор; 4) лектор, штемпель.

Задание 8. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн. ч.

Профессор, сторож, фельдшер, редактор, торт, снайпер, шофер, штемпель, борт, юнкер, веер, якорь, стог, корм, катер, жернов, лектор, аптекарь, торт.

Задание 9. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн.ч.

Сапоги, туфли, ботинки, чулки, носки, ступни, обои, ставни, блюдца, простыни, полотенца, плоскогубцы, оглобли, ружья, погоны, кресла, бревна, щипцы, очки, тиски, волокна, свадьбы, усадьбы, ясли, кегли, сакли, ноздри, распри, кочерги, дно, днища, грабли, сумерки.

Задание 10. Спишите, раскрывая скобки.

В.А. Серов. Автопортрет.
1880

1) Мать велела мне купить несколько (простыни). 2) Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила по два (килограммы) (яблоки) и (помидоры). 3) В углу стояло несколько (кочерга). 4) Рим пал от нашествия (варвары). 5) Сегодня мне нужно забрать братишку из (ясли). 6) Отец привез из Самарканда несколько (дыни). 7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки) и (носки). 8) Осенью бывает много (свадьба). 9) Иван Андреевич Крылов написал много (басни). 10) После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими.

Задание 11. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания.

1) Сражение под Бородин_м стало переломным моментом в Отечественной войне 1812 года. Этому событию посвящено стихотворение написанное Лермонтов_м и названное “Бородин_”. 2) Под городом Серпухов_м Приокско-Террасный заповедник. 3) В усадьбе близ Загорска по сей день именуемой Абрамцев_м гостили известные писатели и художники. Многими из них Васнецов_м Репин_м Серов_м здесь создавались прекрасные произведения.

Задание 12. Укажите номер ряда, в котором все существительные среднего рода.

1) Алоэ, кофе; 2) портье, повидло; 3) казино, маэстро; 4) желе, рагу.

Задание 13. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов.

Нога, нож, борода, топор, бревно, яма, кулак, дно, пожар, лапа.

Задание 14. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик-, -щик- имена существительные.

Буфет, перевозить, смазать, извоз, бетон, разведать, текстиль, заказ, упаковать, подписать, обидеть.

Задание 15. Распределите слова в две группы: а) ь пишется после шипящих на конце слова; б) ь не пишется после шипящих на конце слова.

Суш(?), ландыш(?), камыш(?), мелоч(?), экипаж(?), тысяч(?), стриж(?), антураж(?), репортаж(?), мыш(?). фальш(?), печ(?), массаж(?), ковш(?), реванш(?), вкладыш(?), помощ(?), мираж(?), луч(?), доч(?).

ЛИСТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Итоговая работа по теме: “Имя существительное”, 10-й класс

Задание 1. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Заболоцкого. Объясните выбор гласных в окончаниях выделенных слов.

Я не ищу гармонии (1-е скл., р.п.) в природе (1-е скл., п.п.).
Разумной соразмерности (3-е скл.) начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе (2-е скл.)
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир его дремучий!
В ожесточенном пении (на -ие) ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Дополнительно. Вспомните другие поэтические строки, содержащие слова с орфограммой “Правописание падежных окончаний имен существительных”. Объясните правописание указанных вами слов.

Задание 2. Что объединяет приведенные ниже слова с точки зрения правописания падежных окончаний в них? Составьте отдельные предложения (лучше текст), используя эти слова.

Имя, пламя, племя, семя, стремя, путь. (Разносклоняемые.)

Задание 3. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной.

Голосишко (неодуш., м. р.), зайчишка (одуш., м. р.), мостишко (неодуш., м. р.), пальтишко (ср. р.), плутишка (одуш., м. р.) , сараюшко (неодуш., м. р.), трусишка (одуш., м. р.), коровушка (ж. р.).

Задание 4. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-.

Брат, город, забор, крыло, река, шалун, гектар, деревня, корова, письмо, сын, дом.

Задание 5. Определите род данных существительных.

Авокадо (ср. р.), алоэ (ср. р.), бандероль (ж. р.), бра (ср. р.), вуаль (ж. р.), вуз (м. р.), Гоби (ж. р.), денди (м. р.), жабо (ср. р.), желе (ср. р.), имбирь (м. р.), казино (ср. р.), кофе (м. р.), кашне (ср. р.), кашпо (ср. р.), кольраби (ж. р.), какао (ср. р.), маэстро (м. р.), меню (ср. р.).

Задание 6. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки.

1) У стены стоит черный рояль (м. р.). 2) На ужин мы приготовили жареный картофель (м. р.). 3) Чтобы крыша не текла, ее нужно накрыть толем (м. р.). 4) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе (м. р.). 5) Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло (ср. р.). 6) В зале сидит компетентное жюри (ср. р.). 7) Ребенок с удовольствием ест картофельное пюре (ср. р.). 8) В праздники в доме обычно готовили вкусный студень (м. р.).

Задание 7. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн. ч. имеют окончание -ы(и).

1) Отпуск, приговор; 2) шофер, профессор; 3) доктор, фронт; 4) договор, конструктор.

Задание 8. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн. ч.

Выборы, директора, бухгалтеры, договоры, доктора, инженеры, инспектора, округа, отпуска, конструкторы, приговоры, клапаны, ревизоры, повара, паспорта, слесари, офицеры, фронты, мастера.

Задание 9. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн. ч.

Бананов, лимонов, яблок, апельсинов, помидоров, мандаринов, гренков, томатов, вафель, баклажанов, макарон, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, киргизов, казахов, узбеков, таджиков, якутов, туркмен, солдат, татар, цыган, партизан, граммов, килограммов, валенок, сапог, туфель, ботинок.

Задание 10. Спишите, раскрывая скобки.

1) На Черном море много песчаных побережий. 2) Отряд солдат и группа партизан встретились в назначенном месте. 3) Я оставался в лесу долго: от синих сумерек до полных потёмок. 4) Я встал, сняв ребенка с колен. 5) В саду много яблонь, вишен, смородины. 6) Сколько же платьев тебе нужно? 7) Я купила весь садовый инвентарь, кроме граблей (или) грабель. 8). Над болотом кружила пара цапель. 9) Сколько долей от наследства ты получил? 10) В нашем городе много грузин, туркмен, узбеков, цыган, осетин, башкир.

Задание 11. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания.

1. Многие полотна, написанные Поленовым, можно увидеть в музее, что располагается в усадьбе, названной по фамилии своих владельцев Поленовом. 2. Полет в космос 12 апреля 1961 года – беспрецедентный подвиг, совершенный Гагариным. Город Гжатск, где родился и вырос первый космонавт, теперь называется Гагарином. 3. Принцип построения термодинамической температурной шкалы был предложен Кельвиным в 1848 году.

Задание 12. Укажите номер ряда, в котором все существительные женского рода.

В.М. Васнецов.
Автопортрет. 1873

1) Алоэ, кофе; 2) Сочи, салями; 3) тюль, метро; 4) мозоль, кольраби.

Задание 13. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов.

Дырища (ж. р.), сапожище (м. р.), ураганище (м. р.), полотнище (ср. р.), силища (ж. р.), кусище (м. р.), сборище (м. р.), грязища (ж. р.), ручища (ж. р.), хвостище (м. р.).

Задание 14. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик- -щик- имена существительные.

Проходчик, советчик, притворщик, сварщик, резчик, рассказчик, каменщик, пильщик, банщик, конторщик, стекольщик.

Задание 15. Распределите слова в две группы:

а) ь пишется после шипящих на конце слова.

б) ь не пишется после шипящих на конце слова.

Муж, витраж, задач, радиопередач, пейзаж, коллаж, свеч, выигрыш, манеж, монтаж, ключ.

Задание 1. Составьте словосочетания с данными ниже словами, употребляя их в форме р.п., д.п., п.п.

Струнка, доля, акция, медаль, якорь, гений, стая, башня, студия, сочинение, ущелье, рысь.

Задание 2. Что объединяет приведенные ниже слова с точки зрения правописания падежных окончаний в них? Составьте отдельные предложения (лучше текст), используя эти слова.

Время, вымя, бремя, знамя, темя, путь. (Разносклоняемые)

Задание 3. Вставьте буквы. Объясните выбор вставленной гласной.

Задание 4. От данных ниже слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк-, -ышк-, -ушк-, -юшк-.

Гнездышко, комаришка, матушка, травушка, ивушка, усадьбушка, избушка, полюшко, долюшка, горюшко, соловушка, солнышко.

Задание 5. Определите род данных существительных.

Метро (ср. р.), мозоль (ж. р.), ножище (м. р.), озимь (ж. р.), онтарио (ср. р.), плацкарта (ж. р.), повидло (ср. р.), пони (м. р.), портье (м. р.), рагу (ср. р.), рояль (м. р.), салями (ж. р.), Сочи (м. р.), толь (м. р.), тюль (м. р.), шампунь (м. р.), хобби (ср. р.), шоу (ср. р.).

Задание 6. Определите род имен существительных. Спишите, раскрывая скобки.

И.Е. Репин.
Автопортрет. 1878

1) Я долго греб веслами, отчего на руке вздувалась огромная мозоль (ж. р.). 2) Мать чисто прибрала в комнате, на окна повесила красивый тюль (м. р.). 3. Лицо дамы скрывала густая вуаль (ж. р.). 4) Отличник гордится своим табелем (м. р.). 5) Машина ехала по асфальтированному шоссе (ср. р.). 6) На озере плавал черный лебедь (м. р.). 7) Голову моют шампунем (м. р.).

Задание 7. Укажите номер ряда, в котором все существительные в форме и.п. мн.ч. имеют окончание -а(я).

1) Инспектор, якорь; 2) снайпер, редактор; 3) округ, приговор; 4) лектор, штемпель.

Задание 8. Образуйте от данных существительных форму и.п. мн. ч.

Профессора, сторожа, фельдшера, редакторы, торты, снайперы, шоферы, штемпеля, борта, юнкеры, веера, якоря, стога, корма, катера, жернова, лекторы, аптекари, торты.

Задание 9. Образуйте от данных существительных форму р.п. мн. ч.

Сапог, туфель, ботинок, чулок, носков, ступней, обоев, ставень, блюдец, простынь (или) простыней, полотенец, плоскогубцев, оглоблей или оглобель, ружей, погон, кресел, бревен, щипцов, очков, тисков, волокон, свадеб, усадеб, яслей, кеглей, саклей, ноздрей, распрей, кочерёг, доньев, днищ, грабель (или) граблей, сумерек.

Задание 10. Спишите, раскрывая скобки.

1) Мать велела мне купить несколько простын(ь)ей. 2) Я не нашла в магазинах ни апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила по два килограмма яблок и помидоров. 3) В углу стояло несколько кочерёг. 4) Рим пал от нашествия варваров. 5) Сегодня мне нужно забрать братишку из яслей. 6) Отец привез из Самарканда несколько дынь. 7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых сапог, несколько пар шерстяных чулок и носков. 8) Осенью бывает много свадеб. 9) Иван Андреевич Крылов написал много басен. 10) После заморозков ягоды рябины становятся сладкими.

Задание 11. Спишите. Объясните условия выбора гласной на месте пропусков. Расставьте знаки препинания.

1) Сражение под Бородином стало переломным моментом в Отечественной войне 1812 года. Этому событию посвящено стихотворение, написанное Лермонтовым и названное “Бородино”. 2) Под городом Серпуховом Приокско-Террасный заповедник. 3) В усадьбе близ Загорска, по сей день именуемой Абрамцевом, гостили известные писатели и художники. Многими из них: Васнецовым, Репиным, Серовым – здесь создавались прекрасные произведения.

Задание 12. Укажите номер ряда, в котором все существительные среднего рода.

1) Алоэ, кофе; 2) портье, повидло; 3) казино, маэстро; 4) желе, рагу.

Задание 13. Образуйте от предложенных слов существительные с суффиксом -ищ-. Объясните выбор гласной в окончании каждого из записанных слов.

Ножища (ж. р.), ножище (м. р.), бородища (ж. р.), топорище (м. р.), бревнище (ср. р.), ямища (ж. р.), кулачище (м. р.), днище (ср. р.), пожарище (м. р.), лапища (ж. р.).

Задание 14. От данных слов образуйте с помощью суффиксов -чик-, -щик- имена существительные.

Буфетчик, перевозчик, смазчик, извозчик, бетонщик, разведчик, текстильщик, заказчик, упаковщик, подписчик, обидчик.

Задание 15. Распределите слова в две группы:

а) ь пишется после шипящих на конце слова.

б) ь не пишется после шипящих на конце слова.

Ландыш, камыш, экипаж, тысяч, стриж, антураж, репортаж, массаж, ковш, реванш, вкладыш, мираж, луч.

Г.Н. МОРГУНОВА,
село Волчиха,
Волчихинский р-н,
Алтайский край

Источник

Растения
Adblock
detector