Что за строение базилика

Что за строение базилика

  • Православная энциклопедия. Том IV. М., 2002. С.264-269
  • Базилика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Статья «Базилика» в энциклопедии «Кругосвет».

Храмовая архитектура

Римские базилики и церкви
Большие базилики
Христианские Крестово-купольный храм • Шатровый храм • Базилика • Ротонда • Восьмерик на четверике • Иже под колоколы • Корабль • Надвратный храм • Железная церковь • Зальный храм

Буддийские Пранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья
Языческие Митреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир
План и объёмы Наос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие
Помещения Экзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры
Несущие конструкции Столб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра
Своды и перекрытия Арка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • Небо
Храмовые сооружения Звонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Базилика» в других словарях:

БАЗИЛИКА — (греч. basilike, от basileus царь). 1) у римлян, крытые общественные здания, предназначенные для суда и торговли и служившие, вообще, гражданам местом собрания для совещаний об общественных делах. 2) теперь храм, построенный в виде продолговатого … Словарь иностранных слов русского языка

Базилика — Базилика. Базиликами в древнем языческом Риме называлисьобщественный здания, предназначенные для суда и торговли, а вхристианский период церкви. Слово Б. латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: отbasileuV, basilikoV царь,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Базилика — (от греч. basilika царский дом; в Афинах портик, где заседал архонт басилей), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (большей частью нечётное количество) частей… … Художественная энциклопедия

Базилика — (Казань,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Сары Садыковой 49, Казань … Каталог отелей

базилика — и, ж. basilique f., лат. basilica <гр. basilke царский дом. Прямоугольное (общественное, культовое и т. д.) здание, разделенное рядами колонн. Византийские базилики. БАС 2. От нечего делать мы бродили по окрестностям, осмотрели три… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

БАЗИЛИКА — (от греч. basilike царский дом) прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме базилики судебные и… … Большой Энциклопедический словарь

БАЗИЛИКА — БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

БАЗИЛИКА — БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

базилика — мартирий, храм Словарь русских синонимов. базилика сущ., кол во синонимов: 2 • мартирий (5) • храм … Словарь синонимов

Базилика — (греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; позже – один из главных типов христианского храма.… … Энциклопедия культурологии

базилика — и устаревающее базилика … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Источник

БАЗИ́ЛИКА

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 652-653

    Скопировать библиографическую ссылку:

    БАЗИ́ЛИКА (лат. basilica, от греч. βασι λιϰ ὴ ; στο ά, букв. – цар­ская ко­лон­на­да), вы­тя­ну­тое, пря­мо­уголь­ное в пла­не зда­ние, раз­де­лён­ное внут­ри про­доль­ны­ми ря­да­ми ко­лонн или стол­бов на не­сколь­ко (б. ч. не­чёт­ное ко­ли­че­ст­во) час­тей – т. н. ко­раб­лей ( не­фов ), имею­щих са­мо­сто­ят. пе­ре­кры­тия; сред­ний гл. неф все­гда вы­ше бо­ко­вых, так что верх­няя часть его стен, про­ре­зан­ная ок­на­ми, вы­сту­па­ет над кры­ша­ми бо­ко­вых не­фов. При вхо­де в Б. – по­пе­реч­ный при­твор (или нар­текс), а в про­ти­во­по­лож­ном кон­це сред­не­го, боль­ше­го по ши­ри­не, не­фа – по­лу­круг­лый вы­ступ ( ап­си­да ). Пред­по­ло­жи­тель­но, как тип зда­ния воз­ник­ла в ре­зуль­та­те раз­ви­тия др.-греч. стои , ис­поль­зо­вав­шей­ся для за­се­да­ний ар­хон­та- ба­си­лея . Ран­ние об­раз­цы на­хо­дят­ся в Ри­ме (2 в. до н. э.); позд­нее по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние на всей тер­ри­то­рии др.-рим. го­су­дар­ст­ва. Б. слу­жи­ли для со­вер­ше­ния де­ло­вых опе­ра­ций и су­деб­ных за­се­да­ний. Воз­во­ди­лись в во­ен. ла­ге­рях для со­б­ра­ний гар­ни­зо­на, в двор­цовых ан­самб­лях – как зал приё­мов. Пер­во­на­чаль­но име­ли де­рев. от­кры­тое пе­ре­кры­тие, позд­нее за­ме­нён­ное ка­мен­ным свод­ча­тым (в т. ч. в ба­зи­ли­ке Мак­сен­ция в Ри­ме, 4 в.). Фор­ма Б. бы­ла ус­вое­на ран­не­хри­сти­ан­ской ар­хи­тек­ту­рой, в даль­ней­шем она ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась в ви­зант., си­рий­ском, ро­ман­ском и го­тич. цер­ков­ном зод­че­ст­ве, так­же в ар­хи­тек­ту­ре Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко.

    Источник

    В чем разница между базиликой, капеллой, монастырем и кафедральным собором?

    Не только размер церкви определяет ее правильное название. «Церковь» — это общий термин, произошедший от греческого « kυριακόν» («дом Господа»), и им обычно называли дома, в которых служили Богу. Также изначально, еще во времена древних греков, эти термином обозначали собрания людей, то есть народ Божий. Сейчас, согласно определению, церковь — культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.

    «Капелла» — это обычно очень маленькая церковь без приходских прав и без священника. Термин восходит к виду облачения католических священников, плащ-накидке, святого Мартина , епископа Турского . Впервые слово «капелла» встречается в 679 году по отношению к парижской молельне меровингских королей, в которой хранилась священная реликвия католиков — плащ (cappa), а ответственный священник стал капелланом.

    Часто при переводе на русский язык понятие «капелла» передается словом «часовня» на основании целого ряда сходств: в обоих случаях речь идет о храмовом помещении, меньшего по сравнению с церковью размера, имеющем самостоятельное посвящение какому-либо святому, церковному празднику и т.п., и обычно не предназначенном для общественных богослужений.

    Но в православной часовне всегда отсутствует алтарь и она не предназначена для совершения литургии, в отличие от некоторых католических капелл. В православном понимании, часовня с алтарем уже представляет собой домовую церковь.

    Кафедральный собор обычно представляет собой особенно большую церковь с епископством, которая служит главной церковью епархии. Епископское кресло по-гречески называется кафедрой.

    В немецкой терминологии часто встречается слово «Dom» , заимствованное из французского языка и обозначающее также «собор». Однако, есть такие храмы, например, как Франкфуртский собор ( Kaiserdom St. Bartholomäus ), которые никогда не были резиденцией епископов.

    Термин «монастырь» происходит от греческого μόνος — «один, одинокий» и означает религиозную общину людей для уединенного и одинокого жительства. В монастыре имеется единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, ему принадлежащих.

    Тем не менее, в некоторых западных городах этим термином называют большие приходские церкви без епископства, как, например, Ульмский собор ( Ulmer Münster ) в Германии.

    Термин «базилика» в первую очередь характеризует определенный архитектурный стиль, который восходит к роскошным монументальным сооружениям древних римлян, использовавших их в качестве рыночных или придворных залов.

    Базилика — это церковь, в которой есть как минимум три нефа — обычно один большой центральный неф, освещаемый с помощью окон второго яруса, и два боковых нефа поменьше. Кроме того, «Великая базилика» ( Basilica maior ) и «Малая базилика » ( Basilica minor ) также являются почетными титулами в католицизме для особых храмов.

    Все фотографии и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

    Источник

    БАЗИЛИКА

    БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство.

    В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.

    В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах. В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений. Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.

    Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином «базилика». В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном – иконостасом. В католическом храме название алтарь перешло и на воздвигавшуюся на нем или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой. В глубине апсиды стоял трон епископа, а по полукружью кресла других священнослужителей. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившее позднее место сводчатым перекрытиям. Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами– трансептами (лат. transeptum от лат. trans – за, septum – букв., ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы. Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах – в православный крест).

    С развитием христианства базилики становятся основным типом храма и получают дальнейшее развитие в византийской, романской, готической архитектуре, а также используются, как тип здания, в эпоху Возрождения и барокко. Форму базилик могут иметь различные здания общественного назначения.

    Самыми древними базиликами считаются базилика Порция (184 до н.э.), базилика Эмилия (179 до н.э.), базилика Юлия (12), базилика Ульпия (113), базилика Максенция-Константина (306–312). Среди известных базилик базилика Сант-Нуово в Равенне (нач. 6 в.), Собор в Пизе (1063–1118), Собор Нотр-Дам де Пари в Париже (1163–1114 в.), Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (1296–1461), Собор Св. Петра в Риме (1506–1612).

    Базилика Максенция – Константина

    Базилика Максенция – Константина на Римском форуме (306–312) – трехнефное сводчатое здание площадью 6 тыс. кв. м. Колоссальный по ширине средний неф (80–25 м), завершаемый полукруглой апсидой, перекрыт тремя крестовидными сводами, которые опирались на восемь столбов и поддерживались снаружи контрфорсами. Наружные стены прорезаны ярусами арочных пролетов. Первоначально вход располагался на восточной стороне здания, где находился нартекс. Позже вход перенесли на южную сторону здания. Это один из величественнейших образцов античной архитектуры, положивших начало строительству многочисленных христианских храмов последующих столетий.

    Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта

    Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта (1063–1118). Храм был построен в ознаменование морской победы г.Пизы над г.Палермо. В начале 12 в. его расширили и завершили декорировку фасада. Пятинефный собор, план которого представляет собой форму латинского креста, прорезан трансептом. Апсида украшена двухъярусной колоннадой, а также бронзовыми рельефными вратами Сан Раньери, которые ведут в капеллу.

    Нотр-Дам де Пари

    Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) – величайшее сооружение ранней готики. Построен на месте древнеримского храма Юпитера, позже замененного христианской базиликой. Строительство велось с 1163 до 1345, однако из-за разрушений, войн собор сильно обветшал и уже в 1793 был под угрозой сноса. В 1802 собор вновь освящен, а с 1844 по 1864 архитектором Виолле-ле-Дюком производилась его реставрация. Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора (длина – 130 м, ширина – 50 м, высота – 35 м) разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея.

    Собор Санта-Мария дель Фьоре

    Собор Санта-Мария дель Фьоре (Св. Мария с цветком) во Флоренции построен на месте церкви Санта Репарата. Работы начались в 1296 архитектором Арнольфо ди Камбио (1265–1302) и продолжались зодчими Джотто (1267–1337), Андреа Пизано (1295–1348/49), Франческо Таленти (1300–1369) до 1375. Для возведения купола был объявлен конкурс, победителем которого стал Брунеллески (1377–1446). Строительство восьмигранного купола велось с 1420 по 1434, а завершено в 1461 установкой на нем фонаря в виде небольшого храма с позолоченным шаром наверху. Пустотелый купол высотой 91 м опирается на барабан диаметром 45,52 м. Вместе с фонарем высота купола 107 м. По размерам собор занимает четвертое место в мире (длина – 153 м, ширина – 38 м, ширина в месте трансепта – 90 м).

    Собор Святого Петра

    Собор Святого Петра в Ватикане. На месте мученической смерти и захоронения Святого Петра, апостола Иисуса Христа, была возведена его усыпальница, позже перестроенная в небольшую базилику (324–349). Начавшаяся при папе Николае V (1447–1455) реконструкция старой базилики была приостановлена, но вновь возобновлена в 1506 при папе Юлии II (1503–1513). По плану Донато Браманте (1444–1514) новый храм должен был иметь в плане греческий крест, поэтому большая часть старой базилики была разрушена. Среди знаменитейших архитекторов и художников, работавших над возведением собора, был Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Однако позже, при папе Павле V (1605–1621), было принято решение вновь перепланировать базилику и вернуться к идее латинского креста. С этой целью с каждой стороны здания были добавлены по три капеллы и увеличен неф до размеров современного фасада, над которым работали с 1607 по 1612. Это один из величайших соборов мира, построенный в форме базилики.

    История зарубежного искусства. – М., «Изобразительное искусство», 1984
    Флоренция. Город и его шедевры. Флоренция, Casa Editrice Bonechi, 1994
    Джулиано Вальдес. Искусство и история. Пиза. – Флоренция, Casa Editrice Bonechi, 1995
    Джованна Маджи. Весь Париж. Флоренция, Casa Editrice Bonechi, 1995
    Рим и Ватикан. – Флоренция, Casa Editrice Bonechi, 1997
    Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. М., «Весь Мир», 2001
    Искусство Древнего мира. Энциклопедия.М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001

    Источник

    Читайте также:  Кто выращивает амарант в россии