Портрет людовика xiv гиацинт иасент риго

Придворный художник Гиацинт Риго

В своё время мои читатели познакомились с творчеством придворного художника Великобритании Годфри Неллера, а теперь, я думаю, настало время рассказать им о художнике французском.

Гиацинт Риго (1659-1743) прожил долгую жизнь — 84 года, он был художником итальянизирующим, о чём говорит даже этот его автопортрет с благожелательным, умиротворённым взглядом.

Родился Риго позже Неллера, но ненамного — в 1659 году, в провинции Перпиньян. Вначале юный Гиацинт обучался пошиву одежды в мастерской отца, но, затем, выказав недюжинные способности, стал учиться живописному мастерству, вначале у Антуана Ранка в Монпелье, а потом работал в Лионе. Изучал произведения Антониса ван Дейка (1599-1641) и других мастеров.

Когда Гиацинту было немногим более двадцати лет, он приехал в Париж, где с 1681 года создавал портреты современников. То была эпоха классицизма — ясного, светоносного и представительного искусства.

Сначала Риго писал портреты простых горожан из среднего класса, а затем, с 1688 года, начал работать по заказам обитателей Версаля, причём много лет не писал ничего, кроме портретов. И ведь не зря!

Едва перешагнув свой сорокалетний рубеж, Риго уже был избран академиком Королевской Академии живописи и ваяния. Произошло это в 1700 году.

Век Людовика Четырнадцатого подходил к концу, но назревала новая эпоха — Регентство, а затем и век Людовика Пятнадцатого. Художник Гиацинт Риго в 1733 году стал ректором Академии. Неоднократно писал королей и их близких.

Источник

Гиацинт Риго – художник, украшавший короля

Летом 1659 года на юге Франции в семье портного Хуселе Матиаса Пера Рамога Риго родился один из выдающихся мастеров парадного портрета Иасент (Гиацинт) Риго. Тогда никто и предположить не мог, что мальчик из простой семьи спустя много лет будет гулять по Версалю и станет придворным художником короля. В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся два портрета работы мастерской и круга мастера.


Гиацинт Риго. «Автопортрет в тюрбане», 1698.Источник фото:
ru.wikipedia.org

Обучение живописи для Гиацинта Риго началось в отцовской мастерской, сначала со швейного дела, а позже перетекло в уроки настоящего письма. Потом было обучение в мастерской забытого в наше время (да и не особо известного триста лет назад) художника Поля Пезе.

Затем Риго уезжает в Париж. Именно там начинается его карьера придворного портретиста.

Юноша успевает посетить несколько городов к моменту поступления в Академию живописи и скульптуры в Париже в 1681 году. Среди мест, что произвели на Риго наибольшее влияние, стали Монпелье и Лион. Причем, в первом он прожил четыре года и имел возможность любоваться творениями фламандской и голландской школ живописи.

Первый год в Академии увенчался написанием картины «Каин строит город Енох», за которую художник получил первую в своей жизни премию. Гонорар давал ему возможность совершить поездку в Рим для дальнейшего обучения в Академии, однако Лебрен, глава художественной школы во Франции, смог отговорить юношу от скоропалительного решения. В результате уговоров Иасент остался в столице и посвятил свое время творчеству, в основном написанию портретов.

Стоит сказать, что портреты Риго были прямым порождением блистательной эпохи Людовика XIV, чье правление знаменовало собой расцвет французского абсолютизма. С самого начала своего правления Людовик XIV уделяет большое внимание искусству. Он «берет на службу» самые талантливые и профессиональные художественные силы страны. Его архитекторы строят многочисленные дворцы и замки необъятной величины и поразительной роскоши. В течение двадцати лет длятся работы над будущей королевской резиденцией—Версалем с его регулярными садами, фонтанами, скульптурами и просторными интерьерами, меблированными и декорированными с потрясающим великолепием. Король щедро отпускает средства на закупки картин и скульптур для королевской коллекции, основывает Академию художеств, покровительствует мануфактуре гобеленов, вскоре превратившейся в настоящую национальную корпорацию всех искусств, где целый сонм художников, скульпторов, граверов, краснодеревщиков, серебряных дел мастеров, гобеленщиков и т. д.— создают под строгим наблюдением любимого придворного художника короля Шарля Лебрена поразительные образцы своего искусства.

Если одежда украшает человека, то придворные художники украшали своего короля. Это эпоха барокко, стиля пышного и богатого во всех видах искусства.

Создавая свой знаменитый портрет Людовика XIV в 1701 году, Риго пользовался всеми приемами барочных художников. Он изобразил короля во всем блеске и величии его славы: небрежно опершись на скипетр, балетно отставив ногу, Людовик XIV утопает в упругих складках необъятной горностаевой мантии, его голову осеняют волнующиеся драпировки пурпурного занавеса, приоткрывающего массивные фрагменты архитектурного задника: сочетание насыщенного красного, синего, зеленого и белого цветов создает впечатление неторопливого и велеречивого сценического действия. И всю эту многословную помпезность Риго сумел сочетать с на редкость реалистично переданным образом самого стареющего «короля-солнца», его дряблых щек, мясистого, нависающего над верхней губой носа, заплывших маленьких глаз. Умение передать величие монарха, не утратив жизненной конкретности образа, побудило современников говорить о том, что Людовик XIV в изображении Риго больше всего похож на самого себя.

Читайте также:  Высокие композиции с гортензией


Гиацинт Риго «Портрет Людовика XIV», 1701, музей Лувр, Париж.Источник фото:
ru.wikipedia.org

Интересно, но Гиацинт Риго не изображал на своих полотнах женщин. Вот что он говорил по этому поводу: «Если я сделаю их такими, каковы они на самом деле, они не найдут себя достаточно красивыми, если я им польщу, они не будут похожи».

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся два мужских портрета мастерской и круга Гиацинта Риго. Подчеркнем, что художник тяготел к театральности, эффектности, использованию звучных красок, что проистекает из предыдущей эпохи классицизма в живописи. Метод работы портретной мастерской Риго также характерен для художественных мануфактур предшествующего столетия. В создании произведений искусства большое участие принимали ученики и помощники мастеров. Повторения и копии делались чаще всего только ими. Риго мог лишь пройтись кистью по уже готовой работе, внося свои коррективы. Кроме учеников, Риго помогали мастера, специализирующиеся в определенных жанрах. Они писали батальные сцены, костюмы, пейзажные фоны, цветы, знаки достоинства. При исполнении заказов за образцы часто брались уже существующие варианты портретов, повторялись позы, костюмы, детали.


Гиацинт Риго, круг. «Портрет неизвестного в кирасе». Франция, первая половина XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG. Инв. № 02-2907

«Портрет неизвестного в кирасе» из Большого собрания изящных искусств ASG – это погрудное изображение мужчины, облаченного в темную кирасу, белый кружевной галстук и лиловый плащ. На голове длинный светлый парик. Все по французской моде начала XVIII века.

Вторая работа – «Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского». Это портрет Людовика, герцога Бургундского – дофина с 1711 года, сына Людовика Великого Дофина и Марии Анны Баварской, старшего внука Людовика XIV. Стоит немного рассказать о жизни этого человека. Родился он 16 августа 1682 года, в 1702 году был назначен главой Рейнской армии, был одним из руководителей в битве при Ауденарде 11 июля 1708 года – ключевом сражении Войны за испанское наследство, в которой, с одной стороны, участвовала армия Франции, а с другой – объединенные силы Великобритании, Священной Римской империи и Голландской республики. И, да, именно его сын стал королем, известным как Людовик XV.

На портрете герцог изображен в военных доспехах, с голубой перевязью на груди. На голове – длинный темный парик. В правой руке – подзорная труба, а на заднем фоне – поле боя.


Гиацинт Риго, мастерская. «Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского», Франция, XVIII в. Холст, масло. БСИИ ASG. Инв. № 04-2216

Последние пятьдесят лет своей жизни Риго посвятил написанию портретов, парадных и праздных. В 34 года художник получил титул дворянина, а спустя 18 лет становится кавалером Ордена Святого Михаила. Служба нескольким поколениям Бурбонов принесла Гиацинту славу и почтение. Его творчество подарило зрителю огромное количество картин, число которых по сей день остается спорным. Однако неизменной осталась та школа, которую он преподал своим последователям – писать, предвосхищая реакцию персонажа, даруя объекту своего творчества то, что хочет видеть его око. Мужу – пышность и роскошь, женщине – утонченность и невесомость палитры.

Скончался Риго в Париже 29 декабря. На момент смерти ему 84 года, большую часть которых он провел у мольберта.

Источник

Портрет Людовика XIVPortrait of Louis XIV

Портрет Людовика XIV
Французский: портрет Людовика XIV в священном костюме
Художник Гиацинт Риго
Год 1701 ( 1701 )
средний масло на холсте
Размеры 277 см × 194 см (109 дюймов × 76 дюймов)
Место расположения Музей Лувра, Париж
Присоединение ИНВ 7492

Портрет Людовика XIV в коронационной мантии был написан в 1701 году французским художником Гиацинтом Риго по заказу короля, который хотел удовлетворить желание своего внука Филиппа V создать его портрет. Людовик XIV держал его в Версале. Этот портрет стал «официальным портретом» Людовика XIV.

Читайте также:  Удобрение сад чудес бегония состав

Содержание

Контекст

После смерти короля Испании Карла II 18 ноября 1700 года Испания была окружена династическими амбициями других европейских держав, что привело к войне за престолонаследие. Воля испанского короля исключила любую идею разделения и поставила Филиппа, герцога Анжуйского , второго сына великого дофина и внука Людовика XIV, в авангарде законных претендентов на корону. Будущий король Испании, стремясь унести с собой образ своего деда, убедил Людовика XIV приказать Гиацинту Риго нарисовать то, что станет абсолютным изображением королевской власти и эталонной картиной для будущих поколений:

Его репутация [Риго] достигла короля благодаря портрету великого дофина, который он сделал во время осады Филипсбурга, он удостоился чести в 1700 году быть назначенным Его Величеством нарисовать Филиппа V, короля Испании. , его внук, за несколько дней до его отъезда, чтобы завладеть своим королевством. Эта работа вдохновила короля Испании на просьбу к королю, своему деду, передать ему портрет, написанный той же рукой, что и Его Величество. Риго имел честь начать следующий год; и когда он был закончен, монарх нашел сходство настолько совершенным и так красиво украшенным, что приказал Риго сделать копию того же размера и отправить королю Испании вместо оригинала. Его Христианское Величество изображен стоя, одетый в королевскую одежду. Высота этой картины десять с половиной футов; он находится в Версале, в тронном зале, а изображение короля Испании находится в личной комнате Его Величества.

Таковы были утверждения Гиацинта Риго через друга в автобиографии, которую он послал великому герцогу Тосканы Козимо III в 1716 году. Эти утверждения подтверждаются упоминанием соответствующей оплаты в бухгалтерских книгах художника в 1701 году. : «Король и король Испании, и копия портрета короля того же размера, что и оригинал его католического величества, всего 12 000 фунтов», цена трех картин. Такая же плата взимается со счетов королевских построек на 16 сентября 1702 года: «Два больших портрета короля в полный рост, с небольшим эскизом для упомянутых портретов, а также один за портрет короля в полный рост. Испания.»

Бытие

Похоже, что Филипп V получил удовлетворение благодаря заступничеству мадам де Ментенон , которая в письме герцогу Ноайскому от 11 марта 1701 года писала:

«Я работаю над тем, чтобы отправить ему портрет, который он приказал мне сделать для него. Вот два ужина, на которые я возвращаюсь из Сен-Сира, чтобы заставить короля нарисовать картину . Подагра пришла нам на помощь. Без нее мы будем не удерживал его три или четыре часа «

Накануне маркиз де Данго оставил в своем дневнике свидетельские показания, подтверждающие высказывания г-жи де Ментенон, описывая начало картины Людовика XIV, нарисованной в уединении и предназначенной для включения позже в окончательную композицию:

«Четверг, 10 [марта 1701 года] в Версале — у короля продолжается подагра, он был написан после обеда Риго, чтобы отправить свой портрет королю Испании, которому он обещал ему [. ]». На следующий день работа действительно продолжает: «Пятница, 11 в Версале — у короля подагра немного усилилась, и после проповеди, куда его отнесли, его отнесли обратно к мадам де Ментенон, где Риго работал над своим портретом . »

3 сентября 1703 года в трогательном письме, написанном маркизе, Филипп V, в свою очередь, признался:

«Спасибо за заботу, которую вы проявили, чтобы доставить мне портрет короля, я с нетерпением жду . »

Размер и сложность композиции оправдали ожидания спонсоров и время, затраченное художником на завершение своей работы. Все свидетельства — то, что Риго писал с натуры при завершении портрета, который так и не был отправлен в Испанию.

В четверг, 19 января 1702 года, Риго ищет новую сессию, писал маркиз де Данго:

«Король, у которого не было советов, хватило терпения быть нарисованным у мадам де Ментенон Риго; он посылает этот портрет королю Испании, который настаивал».

«Портрет короля выставлен в большом Версальском покое ; он исполнен королевской одежды. Эта работа принадлежит г-ну Риго. Никогда еще портрет не был написан лучше и более похожим; весь двор видел это и все восхищались им. Работа должна быть очень красивой и совершенной, чтобы вызывать всеобщие аплодисменты в месте, где царит хороший вкус и где не расточают похвалы. Его Величество пообещал свой портрет Королю Испании, хочет сдержать свое слово передать ему оригинал, а г-н Риго должен сделать копию, которую желает весь Суд «.

Директор Королевских зданий заказал в мастерской художника несколько копий (в различных формах для европейских дворов или провинциальных королевских диспансеров, например, заказанных Франсуа Стемаром) или гравюр, подтвержденных платежным поручением от 16 сентября. 1702 г .: «Сьеру Риго, обычному живописцу короля, за два больших портрета короля в полном объеме, с эскизом меньшего из указанных портретов, а также портрет короля Испании в полный рост, который он сделал во время в текущем году — 10 000 ливров «.

Читайте также:  Брусника от отеков при лактации

Пьер Древе был назначен для выполнения гравюр и получил «прекрасную плату в размере пяти тысяч ливров за гравировку [ sic ], которую он сделал на портрете у подножия короля Людовика XIV, по словам М. Риго, в 1714-1715 годах». В этом Древету помог рисунок, выполненный молодым Жаном-Марком Наттье, которому управляющий здания записывает платежи 20 августа 1713 года:

«Сэр Наттье, молодой художник, за рисунок портрета короля после Риго, который он скопировал в качестве модели для гравюры в 1713 году, [. ] 500 ливров»

Древет многим обязан работе Наттье, воссоздавшей картину Риго до мельчайших деталей, проектируемых размеров офорта. Тем не менее, он немного расширил мраморную галерею на заднем плане — вариант, за которым последовал гравер. Нет сомнений в том, что Риго сам руководил работой Наттье, поскольку рисунок предназначался для его друга Преве, а отец Марка, Натье Мариетт, считает работу Древет «тем, что [художник] сделал более значительным», и что она «выгравирована орден его христианского величества и Эстра помещен в его кабинет «. В 1733 году он отметил эту редкость в письме к Габбурри : «Со своей стороны я могу посоветовать вам приобрести портрет правящего короля и королевы, но тот, который выгравирован Древетом, получить очень трудно, и я его видел. продается по цене более восьми ливров. Я могу получить его по умеренной цене, но я должен дать мне время «.

Описание

Этот огромный портрет, подписанный и датированный «Нарисованный Гиацинтом Риго в 1701 году» на основании колонны, поддерживающей богиню Справедливости, и с Фемидой, держащей в руке весы, представляет собой портрет стареющего (63 года) короля. , достигнув вершины своей славы.

Риго изобразил лицо на небольшом прямоугольном холсте, который впоследствии пришил маленькими точками на более крупный холст, нарисованный с изображением фигуры и фона. Этот оригинал, находящийся сейчас в Лувре 3, из коллекции короны, имеет реплику (теперь показанную в зале Аполлона Версальского дворца), также подписанную, хотя размеры немного отличаются от оригинала. Вы также можете найти копию в отеле Negresco. Король изображен стоящим в вертикальном положении на три четверти влево, с опущенной головой и ступнями в поле зрения — поза, рассчитанная на то, чтобы показать большую часть его личности. Король занимает центральное пространство картины, композиция которой построена из вертикальных линий (колонна, король, трон) и пирамиды, в которую вписывается государь, что создает возвышенное пространство. Драматизм сцены подчеркивается тяжелым драпированным занавесом, который традиционно означает, что король не появляется, а появляется. Слева расположен большой мраморный столб, традиционное воплощение силы со времен Возрождения (как символ стабильности, мировая ось, объединяющая земные и небесные силы). Массивный ствол опирается на стилобат , две видимые стороны которого украшены рельефами, изображающими две царские добродетели: аллегории Справедливости (спереди) и силы (слева, очень трудно увидеть).

Стоя перед троном, обитым синей тканью и расшитым геральдической линией, расположенным высоко на помосте и под пурпурным (цвет власти и богатства с древних времен) шелковым балдахином, король олицетворяет избранное величие, потому что ему не нужны регалии ( он некоронован, рука правосудия положена на табурет, покрытый синей драпировкой Fleur de lys, скипетр его деда Генриха IV, перевернутый как трость), за исключением меча Карла Великого, единственная опека которого видна. Ношение этого меча с коронационной мантией — очевидное несоответствие. Монарх одет в львиный парик и придворные одежды (кружевная рубашка и манжеты, парчовые швы , туфли на красном каблуке, украшенные бриллиантовыми пряжками, и шелковые чулки на подвязках), носит ожерелье Ордена Святого Духа и королевский плащ, заколотый булавками. высоко на плече, чтобы подчеркнуть бывшего танцора с мечом и его тонкие ноги, поскольку Людовик XIV настаивал на том, чтобы его черты были «истинными»

Копии

Копия этого портрета, сделанная Пьером Лежандром, находится в библиотеке Дворца Рогана в Страсбурге, напротив портрета Людовика XV, также в священном костюме. Другой экземпляр находится в Парижской обсерватории , между портретами Джованни Доменико Кассини и Урбена Леверье .

Источник