Собор базилик в париже

Базилика Сакре-Кёр

Базилика Сакре-Кёр (Basilique du Sacré-Cœur)

Базилика Сакре-Кёр – католический храм и одна из наиболее востребованных достопримечательностей современного Парижа. Величественное сооружение из белого известняка расположилось на самом верху монмартрского холма, став визитной карточкой квартала. Название собора в переводе с французского означает «Святое сердце». Ежедневно по ступеням базилики Сакре-Кёр поднимаются тысячи паломников и туристов, пришедших поклониться христианским святыням, послушать мессу или полюбоваться внутренним убранством церкви.

Сэкономь на путешествии!

История базилики Сакре-Кёр

В отличие от парижской легенды – собора Нотр-Дам, базилика Сакре-Кёр не может похвастаться богатым историческим прошлым. Идея строительства нового собора возникла в 1871 году. Базилику предлагалось воздвигнуть в память о жертвах франко-прусского конфликта. Поражение в этой войне стало полной неожиданностью, сильно ударившей по национальному самосознанию французов. Всеобщую скорбь активно «подогревал» и епископ Нантский, Феликс Фурнье, объявивший произошедшее наказанием божьим, ниспосланным его народу за столетнее моральное разложение. Искупить такие грехи, по мнению духовенства, можно было только единственным способом: сооружением нового храма. Проект базилики Сакре-Кёр был резко раскритикован и в народе, и в правительственных кругах, в результате чего строительство пришлось отложить на несколько лет. Деньги на базилику собирались по общественной подписке, а первый камень в основу будущего собора был заложен только 16 июня 1875 г.

В общей сложности на возведение храма ушло около 40 лет. Строительство существенно тормозили укрепительные работы. Заброшенные каменоломни, расположившиеся под основанием базилики Сакре-Кёр, постоянно угрожали обвалом, поэтому в качестве опорной системы для фундамента приходилось использовать сваи. Полностью завершить строительство удалось только к 1914 году.

Не исключено, что со временем интерес прихожан к Сакре-Кёр мог немного угаснуть, что сделало бы базилику обычной церковью: прекрасной, но лишенной собственного характера. Благодаря новаторскому решению Поля Абади, этого не произошло. Талантливый архитектор выбрал для строительства храма белый песчаник, имевший одну интересную особенность: при контакте с водой камень приобретал необычайную белизну и прозрачность. Это не только придало сооружению дополнительную оригинальность, но и сделало его по-настоящему заметным. Как в солнечную, так и в дождливую погоду белоснежные стены и купола базилики Сакре-Кёр видны из любого уголка Парижа.

Факты из истории строительства

  • В общей сложности на строительство храма Сакре-Кёр было собрано 46 млн франков. Четверть этих средств составили добровольные пожертвования верующих.
  • Каждый спонсор, взнос которого составлял более тысячи франков, получал право увековечить свою фамилию или семейный герб на внешней кладке стен.
  • Несмотря на то, что возведение церкви и внутренняя отделка помещений были завершены в 1914 г., в течение целых двух лет здание собора оставалось неосвященным.
  • Поль Абади не дожил до окончания строительства базилики Сакре-Кёр, и завершающий этап работ был выполнен другим архитектором.

Архитектура

Если смотреть на собор Сакре-Кёр с высоты птичьего полета, то можно заметить, что церковь имеет очертания греческого креста. Четыре купола, венчающие храм, повторяют силуэт базилики в г. Перигё. Самый большой и высокий купол – центральный, его высота составляет 83 м. Внутрь этого гигантского элемента ведет винтовая лестница, состоящая из 300 ступеней.

В свое время архитектура Сакре-Кёр вызвала много споров и критики. Нетипичное для Парижа сооружение поначалу производило впечатление чего-то чужеродного, не вписывающегося в общую городскую картину. Даже специалисты погрузились в раздумья, к какому конкретному стилю отнести данный проект. Учитывая, что в оформлении здания смешались элементы византийского, греческого и отчасти романского направлений, сделать это оказалось непросто.

Фасад базилики Сакре-Кёр

Фасад здания не перенасыщен декоративными элементами. Хотя без типичных для католического собора скульптур здесь тоже не обошлось. Фигуры, украшающие внешнюю часть базилики Сакре-Кёр, можно условно подразделить на два типа: библейские персонажи и символические барельефы.

Несколько в стороне от центрального входа находится статуя архангела Михаила. Скульптура расположена на постаменте, на вершине которого стоит облаченный в доспехи ангел, попирающий змея. Последний, благодаря оригинальной фантазии скульптора, больше напоминает среднестатистического аллигатора. Это придает всей композиции неординарный и одновременно грозный вид. Именно на фоне этой статуи любят фотографироваться посетители собора.

Прямо над портиком базилики Сакре-Кёр туристов встречают позеленевшие от времени статуи Жанны Д’Арк и Людовика Святого. Король и народная героиня в полном боевом снаряжении восседают на лошадях, напоминая посетителям храма о великом прошлом Франции. В центральной точке фасада расположилась фигура Христа, носящая название «Благочестивое сердце». Правая рука Спасителя поднята вверх для благословения прихожан, а левая прижата к груди.

Темные силы на фасаде Сакре-Кёр представлены горгульями и химерами. Детально выполненные фигуры инфернальных существ производят неизгладимое впечатление. Кстати, на стенах базилики можно встретить такое нечастое явление, как зооморфные горгульи, например, в виде разъяренной свиньи или хитроватого козла. Главная функция этих декоративных элементов – напоминание о силах зла, мощь которых сдерживает христианская вера. Есть на стенах базилики Сакре-Кёр и символические барельефы, вроде сидящей в гнезде курицы. Раскинувшая крылья птица символизирует родительскую опеку: точно так же бог защищает свою паству от земных соблазнов.

Внутреннее убранство базилики Сакре-Кёр

Войдя в храм через центральный вход, посетители попадают в центральную часть зала, украшенную великолепным мозаичным полотном. Уникальное изображение носит название «Благоговение Франции перед Сердцем Господним» и является одним из самых крупных в мире. Площадь этой удивительной росписи составляет 475 м².

Читайте также:  Комнатные цветы бугенвиллия и уход за ней

В центре живописной композиции находится фигура Христа, протягивающего руки для объятий. Слева от Спасителя изображена Дева Мария, а у его ног расположился коленопреклоненный папа Лев XIII, протягивающий сыну божьему земной шар. Кроме центральных фигур, на полотне присутствуют образы святых апостолов, Жанны Д’Арк, католических великомучеников, кардиналов, а также обычных людей в национальных одеждах, представляющих все пять континентов. Мозаика создавалась художником Люком-Оливье Мерсоном в течение 10 лет.

Любопытный факт: именно кисти Мерсона принадлежат готические иллюстрации к роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Настенная мозаичная роспись состоит в основном из библейских и символичных сюжетов. Например, метафоричное изображение пеликана, который кормит своих птенцов, является отсылкой к таинству Евхаристии, когда Иисус делился с учениками вином и хлебом, олицетворявшими кровь и тело божье. Красный петух неразрывно связан с отречением апостола Петра от веры. Купающиеся олени символизируют молитву, обращенную к богу.

Удивительное впечатление производят и немногочисленные витражи Сакре-Кёр. Помимо традиционных изображений святых и великомучеников, на них иногда можно встретить силуэт рыбы – символа первых христиан. В 1944 году, во время бомбардировок Парижа, часть витражей серьезно пострадала, но осуществленная в 1946 г. реставрация вернула картинам первоначальный вид.

Орган

В базилике Сакре-Кёр находится один из самых больших органов в мире. Масштабное сооружение расположилось над клиросом, в специально созданной для него нише под окном-розой. Деревянный корпус инструмента украшают готические башенки и небольшие скульптуры ангелов. Пульт этого грандиозного инструмента имеет четыре клавиатуры для ручной игры и одну педальную.

Устройство было спроектировано Аристидом Кавайе-Колем и, благодаря наличию 78 регистров, отличалось неповторимым звучанием. Однако многочисленные реставрации инструменту на пользу не пошли. Невозможность замены некоторых частей конструкции, а также неизбежно накапливающаяся в ее трубах пыль привели к тому, что высота и тембр звучания органа стали существенно хуже. Тем не менее, на сегодняшний день инструмент продолжает радовать прихожан своей удивительной музыкой.

Крипта

Спустившись под алтарную часть храма, можно обнаружить крипту – помещение, в котором обрели вечный покой мощи святых, мучеников и выдающихся парижских деятелей. На территории усыпальницы расположились 14 погребальных залов (7 – на восточной стороне и 7 – на западной). Здесь же можно увидеть камень, заложенный в основу собора в год начала строительства базилики Сакре-Кёр.

В противовес скромному, но эффектному убранству алтарной части храма, оформление крипты максимально аскетично. Серая кладка стен, строгие колонны, поддерживающие мрачные церковные своды, – все это говорит о том, что главная функция помещения – отнюдь не развлекательная. Хотя интересные экспонаты в «нижней» церкви тоже есть. Например, в одном из залов расположен монумент священникам и семинаристам, погибшим во времена Второй мировой войны. Способны удивить и здешние надгробия, с фотографической точностью копирующие внешность тех, кто под ними лежит. Кстати, инициатор строительства базилики Александр Лежантиль покоится именно в крипте Сакре-Кёр.

Колокол

В базилике Сакре-Кёр находится самый большой парижский колокол. Гигантская фигура весом в 19 тонн оснащена не менее массивным языком (850 кг). Изделие было отлито в 1891 году в г. Анси.

Часы работы и правила посещения Сакре-Кёр.

Базилика Сакре-Кёр открыта для паломников и туристов ежедневно с 6 утра до 11 вечера. Посетить крипту и смотровую площадку под одним из куполов храма можно с 9:00 до 18:45 в летние месяцы и с 10:00 до 17:45 в осеннее-зимний период. И если вход в храм официально бесплатный, то за прогулку по погребальным залам, а также подъем на купол придется заплатить около 8 евро.

С момента основания и по сей день Сакре-Кёр остается действующей церковью, принимающей паломников со всего света. Непрекращающиеся ни на минуту служения – часть обета, данного в свое время основателями собора. Так что, совершая экскурсию по храму, не стоит оскорблять чувства верующих излишне громкими комментариями и вызывающим поведением.

Туристам

Базилика Сакре-Кёр – место, пользующееся большой популярностью не только у туристов, но и у верующих парижан. Если ваша цель – спокойная прогулка по церковным залам, лучше прийти в храм ранним утром. Избегайте вечерних воскресных служб, школьных каникул и католических праздников – именно в это время в Сакре-Кёр особенно многолюдно.

У подножия храма всегда много местных торговцев и просто шарлатанов, которые охотно продают туристам якобы чудодейственные «ниточки счастья», а иногда, пользуясь моментом, выуживают из карманов кошельки.

Со смотровой площадки Сакре-Кёр открывается удивительная панорама Парижа. Правда, чтобы увидеть французскую столицу во всем ее великолепии, придется преодолеть 237 ступеней по лестнице. Чтобы не испортить себе впечатление от экскурсии, лучше прийти в удобной обуви, а в зимние месяцы еще и одеться потеплее: на площадке гуляет сильный ветер.

Внутри базилики Сакре-Кёр запрещена фото- и видеосъемка. Делать снимки разрешается только на фоне фасада базилики.

Организовать экскурсию по зданию можно самостоятельно, достаточно купить в церковной лавке путеводитель по Сакре-Кёр. Пособие переведено на несколько языков, что облегчает поиск необходимой информации.

Среди туристов и паломников бытует забавное поверье: чтобы снова вернуться в Париж, необходимо погладить ногу статуи Святого Петра, находящуюся в базилике.

Как добраться

Базилика Сакре-Кёр находится в высшей точке холма Монмартр. Точный адрес объекта: 35 Rue du Chevalier de la Barre, Paris 75018.

Добраться до архитектурного памятника можно несколькими способами. Самый простой вариант для тех, кто планирует быстрый осмотр всех значимых достопримечательностей округа, – «Монмартробус». Маршрут начинается сразу от площади Пигаль. Вышедшим на станции метро «Анвер» можно отправиться к базилике Сакре-Кёр пешком, поднявшись по каменным монмартрским лестницам. Более быстрый и комфортный вариант – фуникулер.

Источник

Базилика Сакре-Кёр

На возвышающемся над Парижем холме Монмарт величественно расположилась Базилика Сакре-Кёр (Basilique du Sacré-Cœur). Белоснежный собор настолько гармонично вписался в инфраструктуру города, что теперь уже сложно представить Париж без него. Внешне Базилика больше походит не на католическую, а скорее греко-византийскую церковь, хотя это и не возможно, т. к. построена она была 1875 году, дабы сгладить выпавшие на долю французов в военное время тяготы и лишения.

Читайте также:  Антуриум an pink champion

Базилика – это не просто храм, а место приема странствующих паломников, которые приходят сюда и по сей день для вознесения молитв Христу за процветание и возрождение родного края. Строительство осуществлялось на собранные в окрестностях Парижа средства. Благодаря архитектурной смекалке был выбран и использован в строительстве необычный минерал, добывающийся в здешних местах, который при попадании на него воды становиться белым, что придало зданию еще большее величие и торжественность.

Достопримечательности

Начинать осмотр скульптурных достопримечательностей Сакре-Кёр следует еще на подходе к величественному сооружению.

Статуя Архангела Михаила

Над базиликой возвышается статуя архангела Михаила, отлитая в бронзе. Скульптура установлена на колонне. Находится она вдали от главного входа, который венчают скульптуры Христа, Жанны Д’Арк и короля Людовика IX. Изумрудная от времени бронза сияет под лучами дневного солнца на фоне белой, из тавертина, Сакре-Кёр. Этот цветовой контраст делает скульптуру архангела Михаила еще более могущественной. Архангел, облаченный в доспехи, держит в правой руке копье с развевающимся на ветру стягом. Он попирает ногой змея, издающего предсмертный вопль. Змей пронзен насквозь мечом архангела. Его левая рука застыла в движении над побежденным врагом. Лик его выражает спокойствие. Торжественно поднимаясь над базиликой, архангел Михаил охраняет церковь от вторжения всякого зла и посланников дьявола, вершит свой справедливый суд над змием. И такая участь постигнет любого, кто пожелает осквернить священные стены храма.

Горгульи

На фасаде, внешних стенах, базилики можно заметить скульптуры разнообразных горгулий, символизирующих то злое начало, от которого хранит Сакре-Кёр архангел Михаил. Эти мифические существа – обязательный элемент католических храмов. Они всегда изображены устрашающе.

На базилике встречаются как «классические» – безобразные, страшные – горгульи, так и абсолютно новаторские для того времени – горгульи, предстающие в образе животных.

Выделяется среди них горгулья в облике свиньи.

Горгульи изгнаны за стены храма. Их расположение отражает ту темную сторону личности человека, его дьявольское начало, от которого его спас и очистил Христос. В этих существах, населяющих внешние стены Сакре-Кёр, нашли свое отражение демоны, восставшие против Божьей воли, а в противовес им внутри базилики расположены многочисленные скульптуры и изображения ангелов, посланников Бога.

Скульптура курицы

Можно также приметить на фасаде скульптуру курицы.

Птица, сидя в гнезде, раскинула крылья в знак защиты своих цыплят. Курица символизирует материнскую опеку Бога над верующими в него, которые каждый день сталкиваются с опасными соблазнами.

Фреска над куполом

Внутри Сакре-Кёр представлены ослепляющие великолепием и роскошью скульптуры и изображения ангелов, святых и библейских сцен. Под куполом находится большая, излучающая радость и свет фреска.

В ее центре – фигуры ликующих, поющих, играющих на музыкальных инструментах ангелов в белых одеждах на фоне неба, сделанного из золота. Они приносят весть о воскресении Христа. На нижнем плане расположены фигуры святых, которые радуются этой вести. Яркое, солнечное золото неба усиливает это всеобщее ликование во славу Иисуса.

Скульптура ангела Воскресения

Чуть ниже, под куполом, на стене между арок находится скульптура ангела Воскресения. Выполнена она из мрамора.

Ангел прижимает к груди распятие, наполовину закутанное в его одежды. Он парит над прихожанами, склонив голову, и наблюдает за ними, улыбаясь. На стенах можно заметить также фигуры ангелов-музыкантов, представленных в облике детей. Они символизируют чистый, невинный дух, созданный Богом. Они поют в его славу песни и молятся ему.

Украшения сидений

На клиросе сиденья украшены небольшими скульптурами животных.

Наиболее примечательная, необычная из них деталь – улитка.

Витражи

На витражах базилики наиболее значимым изображением является рыба как один из первых символов веры христиан.

Мозаики

Внутренние стены базилики почти на всем протяжении покрыты мозаиками.

Одни из них изображают ангелов: например, мозаика «Ангел-хранитель», на которой ангел с опаленными красными крыльям оберегает человека от опасностей на его жизненном пути. На других мозаиках представлены животные.

Среди них выделяется мозаика, изображающая пеликана, кормящего своих детенышей. Это метафора Иисуса Христа, который отдает свое тело и кровь в форме хлеба и вина во время таинства Евхаристии. Согласно древнему сказанию, пеликаны могли кормить своих детей собственной плотью.

Внимания также заслуживают мозаики, рисующие петуха, который отсылает одновременно к отречению Петра и утренней вести о воскресении Христа, и купающихся в фонтане оленей. Олени символизируют просьбы к Богу в молитвах.

Золотые ангелы в апсиде

В апсиде расположены две золотые фигуры ангелов.

Они держат дарохранительницу, в которой находятся святые дары – хлеб и вино. Надо помнить, что в Сакре-Кёр ежедневно происходит литургия часов, поэтому алтарь в апсиде выполняет не только эстетическую функцию. В этой части базилики находятся также золотые барельефы, изображающие библейские сцены и ангелов. Среди них – скульптура архангела Гавриила и Девы Марии.

Мозаика в апсиде

В апсиде, дальней части базилики, под куполом расположена огромная золотая мозаика «Величие Господне». По своему размаху и исполнению она уникальна во всем мире. Она изображает сцену воскресения Христа.

В центре мозаики – фигура Иисуса, облаченного в белые одежды. Он развел руки в стороны, обнажив сердце. Контуры сердца запечатлены золотом на белой одежде. Это отсылает к названию базилики – Сакре-Кёр, «святое сердце». Окружают фигуру Христа образы практически всех людей и святых. Все они варьируются в размере, но не превышают размеры изображения Иисуса.

Читайте также:  Как смешать алоэ в нос

Эта грандиозная мозаика композиционно разделена на две части, соединенные фигурой Христа. По левую сторону от Иисуса, или «святого сердца» – группа изображений, символизирующих церковь. Они представлены Папой Римским Климентом XIII, Блаженным Пием IX, Львом XIII – все они сыграли значительную роль в становление церкви Святого сердца, к которой принадлежит базилика. Папа Римский Лев XIII протягивает Христу глобус, метафору всего человечества. Дальше, за спинами фигур Пап Рисских, в левом нижнем ряду представлены группы изображений людей разных национальностей. Они символизируют все пять континентов, которые благословляет Церковь Сакре-Кёр.

Справа от фигуры Христа – группа изображений, демонстрирующая важные события в истории Франции и Церкви Святого сердца. Эти сцены рисуют преклоненных в молитве колена прихожан во время разных исторических потрясений: чумы 1720 года, казни Людовика XVI и всей королевской семьи и других. Главной среди них является персонифицированный образ Франции. Она протягивает корону Иисусу, что символизирует благословление всего французского народа.

Два верхних ряда состоят из ликов святых. Левый ряд представлен святыми, наиболее почитаемыми в Церкви Святого сердца, а правый – мучениками Франции. Они расположены параллельно друг другу и смыкаются над головой Христа. В точке их соединения, в самом центре купола, изображена Святая Троица: Святой Дух предстает в форме голубя.

Композицию поддерживают самостоятельные фигуры большого размера: Дева Мария справа и Святая Жанна Д’Арк слева. Это придает мозаике объемность изображения.

Орган

Великий орган Сакре-Кёр поистине ошеломляющего размера. Это один из самых больших органов в мире. Пульт органа состоит из 4 мануалов, клавиатур для ручной игры, и одной педальной клавиатуры. Спроектировал орган Аристид Кавайе-Коль.

Орган расположен в архитектурной нише, возвышаясь над клиросом и хором. Темное дерево, из которого он был сработан, кажется, впитало в себя прошедшие века. Орган украшен скульптурами ангелов: они сидят посередине этого широкого музыкального гиганта, опираясь на механические часы. В нижней, обращенной к зрителям и хору части орган украшен рядом икон. Выполнены они из такого же оттенка дерева с добавлением золота. По пять с каждой стороны от центра – скульптурной группы ангелов. Именно на эту – декоративную – часть органа падают лучи дневного солнца, красиво играя на резной поверхности икон. В то время как великий орган всегда скрыт в тени, что придает ему еще более мистический, вневременной вид.

Этот великий музыкальный инструмент, который является частью культурного наследия Франции, уникален не только дизайном, но и особенностями звука. Орган обладает неповторимым звучанием и имеет 78 регистров. По своим техническим характеристикам и возможностям, которые он давал органисту, он опередил свое время. За время своей службы в базилике он перенес несколько реставраций. Самая последняя из них, к сожалению, так и не была закончена. В ходе нее были полностью заменены пневматические части только с серьезными повреждениями. Нетронутые части продолжают разрушаться. Трубы органа покрыты толстым слоем пыли, а это отрицательно сказывается на высоте и тембре звучания. Тем не менее, на великом органе постоянно играют во время литургических служб, проходящих в базилике.

Орган Сакре-Кёр уступает по популярности только органу Собора Парижской Богоматери.

Крипта

Крипта находится под алтарной частью базилики. Она представляет собой подземный сводчатый зал, в котором находятся захоронения, мощи святых и мучеников.

Перед алтарем в брусчатку пола гармонично вписан камень основания Сакре-Кёр.

Скульптуры в крипте выполнены в строгом, аскетическом стиле. Загробный мир из серого, тусклого мрамора противопоставлен яркости и золоту мозаик и фресок основной части базилика, где радость воскресения – основная тема скульптур.

Строгие колонны формируют широкую внутреннюю галерею, удобную для проведения религиозных процессий. В центре крипты располагается Пьета, которая поддерживает свод галереи. Она представлена монументом Девы Марии, скорбно стоящей на коленях перед крестом. Творческие вариации Пьеты Микеланджело часто используются для украшения погребальных залов.

Крипта Сакре-Кёр состоит из 7 восточных и 7 западных погребальных залов.

Колонны зала Святого Петра служат опорой для апсиды базилики. Алтарь Святого Петра украшен довольно современно – бумажными символами святого сердца. К нему приходила молиться Святая Тереза. Если пройти по залам захоронений дальше, можно увидеть немало интересных скульптур. Следует обратить внимание на статую в честь кардинала Аметта и монумент, посвященный погибшим во время второй миррой войны священникам и семинаристам. Оба они исполнены в мраморе. Выделяется на их фоне бронзовая скульптура лежащего Христа, особенно почитаемая в Страстную пятницу.

Сами надгробия порой являются шедевром пластического искусства. Наиболее примечательны среди них надгробные плиты кардиналов Гильберта и Ричарда, украшенные рельефными портретами усопших. Там же находится урна с сердцем Александра Лежантиля, инициатора национального обета, в честь которого и была построена базилика.

Экскурсия по базилике

Экскурсий под руководством гида в Сакре-Кёр нет. Базилика является действующей церковью, и каждый день в ней проходят литургии часов. Многие верующие совершают сюда паломничество. Туристам предлагается составить свою собственную экскурсию и осмотреть достопримечательности базилики в удобном для себя темпе. Поможет в этом путеводитель по Сакре-Кёр, который продается в книжной лавке базилике и стоит всего 5 евро. Там же можно приобрести буклет, рассказывающий о святых, сыгравших важную роль в истории базилики. Представлены версии на разных языках. По понедельникам книжная лавка не работает.

Во время осмотра достопримечательностей следует соблюдать тишину, чтобы не мешать литургической службе и паломникам. Все виды съемки в базилике запрещены.

Хотя услуг экскурсовода в Сакре-Кёр нет, но существует более интересная альтернатива. Каждый день, кроме понедельника, у стойки администратора можно найти Сестру Бенедиктинского Ордена Церкви Святого Сердца и задать ей любой вопрос о базилике, на который она с радостью ответит.

Источник