Созревает брусника стали дни холоднее

Константин Бальмонт — Осень: Стих

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта

Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень» — образец лирики о природе рубежа XIX и XX веков, сочетание символизма и классического взгляда на это время года. Анализ стихотворения, средств художественной выразительности позволяют лучше понять его идею.

История создания, жанр, размер

Поэт написал «Осень» в 1899 году. Ему исполнилось 32 года, он много путешествует, занимается переводами, готовится к переломному моменту в своем творчестве, в результате которого появится его знаменитый сборник «Горящие здания».

Размер стихотворения — двухстопный анапест с перекрестной рифмой, по жанру оно представляет собой пейзажную лирику, элегию.

Основная тема и композиция

Стихотворение состоит из 3 четверостиший, лирический герой появляется уже в первой строфе. Смена эпох, времен года, предчувствие перемен в собственной жизни занимают его. Описание ранней осени реалистично и мелодично, проникнуто любовью к родному краю. В последней строфе лирический герой уступает место образу осени, которой поэт придает черты одушевления.

Выразительные средства

Автор передает свое настроение скупыми средствами, эпитетом словно из сказки можно назвать только «синее море». Несколько олицетворений дополняют меланхолическую картину: солнце смеется, осень проснется и заплачет.

Метафорой является строка: все деревья блистают в разноцветном уборе. Плач — метафора дождей. Пробуждение осени от сна символизирует уход лета. Чувство утраты и одиночества передается с помощью перечисления утрат в природе (уходит тепло, улетают птицы, цветы больше не пахнут).

Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. Поэт и любуется ею, и страшится ее прихода. В стихотворении встречается лишь одно слово, требующее пояснения: благовонья (то есть, аромат), и одно разговорное наречие: спросонья.

Звукопись построена на аллитерации глухих согласных «с» и «ц»: солнце реже смеется, в сердце стало грустнее. Ритм и интонация плавные, размеренные, постепенно угасающие. Синтаксически стихотворение написано сложными предложениями, с употреблением составных именных сказуемых: реже смеется, стали холоднее.

В последний год XIX века К. Д. Бальмонт создает элегическое стихотворение «Осень», наполненное тихой грустью и точными приметами наступления осени. Это произведение по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии.

Источник

Осень . в стиле ретро

Константин Бальмонт — Осень: Стих

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.


Михаил Лермонтов — Осень: Стих

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё становится по-настоящему таинственным. Это время года, словно художник, раскрашивает природу в яркие цвета. Но есть у него и другая, менее красочная сторона, когда начинается сезон дождей. Многие считают это временем грусти и размышлений. Но этим период и прекрасен, ведь он даёт нам возможность насладиться жизнью и в то же время погружает в самих себя.

Источник

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Читайте также:  Декоративная цветущая бегония уход за ней

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Осень («Поспевает брусника…»)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.Год написания: без даты

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

УМК Планета Знаний Презентация и конспект урока по литературному чтению К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»

Выбранный для просмотра документ Бальмонт.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

К.Д. Бальмонт (1867-1942)

К. Д. Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии.

В 1905 году К.Д. Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки»

Читайте также:  Почва для растения адениум

Благовонье — аромат, приятный запах. Убор — одежда, наряд. Брусника — кустарник, который является вечнозеленым и относится к семейству брусничных.

К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»

Поспевает брусника, ǀ Стали дни холоднее, ǀ И от птичьего крика В сердце стало грустнее.ǁ Стаи птиц улетают Прочь,ǀ за синее море.ǁ Все деревья блистают В разноцветном уборе.ǁ Солнце реже смеется,ǀ Нет в цветах благовонья.ǁ Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.ǁ

Поспевает брусника, ǀ Стали дни холоднее, ǀ И от птичьего крика В сердце стало грустнее.ǁ Стаи птиц улетают Прочь,ǀ за синее море.ǁ Все деревья блистают В разноцветном уборе.ǁ Солнце реже смеется,ǀ Нет в цветах благовонья.ǁ Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.ǁ

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных.

Ефим Волков «Октябрь»

Исаак Левитан «Золотая осень»

Михаил Иваненко «Осенняя мелодия»

Алексей Саврасов «Живопись. Осень»

П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь»

«Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» И. Бунин

Спасибо за урок!

Выбранный для просмотра документ Работа над лирическим произведением.docx

Конспект показательного урока

для студентов Константиновского педагогического колледжа

Тема: К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»

Цель: познакомить учащихся со стихотворениями К.Бальмонт «Поспевает брусника…»; создать условия для развития навыков выразительного чтения, усвоения учащимися литературного приема «олицетворение» и обучение словесному рисованию.

совершенствовать речи, техники чтения, умения высказывать свои мысли;

развивать памяти, речи, мышления;

прививать любви к русской поэзии, внимательного отношения к окружающей природе.

Доброе утро, ребята!

— Проверьте, все ли у вас готово к уроку, на парте лежит дневник, лист со стихотворением, пенал.

Урок литературного чтения я хочу начать со слов: «Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

— Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Книга — один из уроков жизни, может быть не очень полный, но полезный. Их роль в нашей жизни огромна, через чтение мы познаем окружающую действительность и узнаем много новой, интересной и необходимой информации.

А для того что бы вы извлекли пользу из нашего урока, вам необходимо быть внимательными и активными.

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и цели урока

Для того что бы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.

— О каком времени года говорится? (об осени)

— Как вы догадались? (начался листопад)

Осень… Несмотря на слякоть и холод, она пропитана какой-то волшебной атмосферой. Буйство красок, свежий, кристально чистый воздух, и каждый луч солнца на вес золота. Все вокруг наполняется легкой грустью.

Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

Сегодня мы с вами вновь откроем поэтическую тетрадь и познакомимся с творчеством великого поэта….

Освоение новых знаний

Знакомство с поэтом

Знакомьтесь, К.Д.Бальмонт — русский поэт, переводчик, критик. Он родился и вырос в интеллигентной семье, где очень любили поэзию и родную природу. Константин Дмитриевич Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Поспевает брусника”, с которым мы познакомимся на уроке.

— Где родился поэт?

— Как назывался первый сборник стихов Бальмонта? В каком году был выпущен?

Слайды с изображением картин.

Поэтапно включаю иллюстрации

2. Знакомство со стихотворением «Поспевает брусника»

— В стихотворении вам встретятся слова, со значением которых вы не знакомы.

Благовонье – аромат, приятный запах.

Убор – наряд, одежда.

Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных.

2)Первичное чтение стихотворения

— Познакомимся со стихотворением Бальмонта «Поспевает брусника»

— Послушайте внимательно стихотворение, подумайте, какие чувства оно у вас вызывает.

— Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (ответы детей)

Верно, чувство грусти, печали. Грустно от того, что лето ушло, на смену ему пришла дождливая, холодная осень.

Читайте также:  Лечение першения в горле алоэ

— Как будем читать данное стихотворение? (медленно, неторопливо,с интонацией грусти и нежности)

— Давайте вспомним, что означает одна вертикальная палочка? Две? (небольшая пауза и пауза подольше)

— Расставьте паузы на своих листах так, как показано на слайде.

3) Вторичное чтение стихотворения

— Положите перед собой листы со стихотворением. Прочитайте стихотворение самостоятельно, соблюдая интонацию.

— Кто готов прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт?

(читают 2-3 ученика)

4) Анализ стихотворения

— Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)

— Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)

-Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)

— Какой литературный прием он использует?

— Как вы думаете, для чего поэты используют ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ?

Поэты оживляют природу. Показывают что у нее, как и у человека может меняться настроение, наряд. Олицетворение помогает создать яркий образ у читателя.

— Подчеркните олицетворения в стихотворении одной чертой.

5) Знакомство с художниками, рисовавшими осень

Многие художники изображали это прекрасное время года на своих холстах (демонстрация картин художников).

— Что объединяет эти картины? (на всех картинах изображена осень)

— Чем они отличаются? (на одних картинах яркая, солнечная погода, а на последней — пасмурно, ветер, холодно)

— Верно! Художники видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени — это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.

6) Словесное рисование

— Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать?

(Определить, что будет нарисовано на нашей иллюстрации)

— Кто же будет главным героем нашего стихотворения? (осень)

— Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить?

-Почему девочки ?(ответы детей)

— Какое выражение лица? (грустное, печальное, заплаканное)

— От чего может заплакать девочка — Осень?

( от одиночества – покидают птицы, цветы, солнце)

— Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки?

Как замечательно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.

— Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте.

( поспевает брусника – бордовый,

Синее море – синий,

Солнце реже смеется – желтый,

В разноцветном уборе – другие)

-Итак, главный персонаж на рисунке — девочка-Осень.

— Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?

( по тексту: ягоду бруснику, в небе улетающих птиц, солнце за тучами, деревья в разноцветном уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке синее море)

— Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?

(С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею)

— Такое стихотворение мог написать только человек, нежно любящий свой край, свою родину.

7) Знакомство с пьесой «Времена года. Октябрь» П.И. Чайковского

В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Так известный композитор П.И. Чайковский сумел изобразить осень через музыку. Закройте глаза, послушайте пьесу «Времена года. Октябрь» и ответьте на вопрос, какие чувства передает нам композитор? Какие картины вы представите? (ответы детей)

— Какие картины вы представили, слушая музыку? (ответы детей)

«Осенняя песня» — одна из лучших пьес «Времен года» П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном.

Наш урок подходит к концу. Закончить его мне хочется словами Ивана Бунина «Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой»

На ваших столах лежит лист брусники. Напишите на нем одно слово, характеризующее осень. И наклейте на наш куст.

— Назовите автора стихотворения «Поспевает брусника».

— Что вы можете рассказать о нём?

— Какова тема стихотворения?

Тема стихотворения – осенние изменения в природе.

-Всё проходит, меняется и то, что ещё вчера казалось важным для Осени – для Зимы всего лишь старые одежды. Ведь у неё свой наряд, свои чувства, свои краски…

-Нужно ловить каждый миг, беречь каждую крупинку из каталога сокровищ природы…

2. Оценивание учащихся

3. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Источник

Оцените статью