Церковь базилика в венеции

Собор Святого Марка

Собор Святого Марка (Сан-Марко)

Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) относится к самым известным храмам Венеции – уникального города в Италии, расположенного на 118 островах. Если вы хотите увидеть частичку древней Византии в современной Европе, то лучшего объекта не найти. Базилика Сан-Марко представляет собой классический образец византийской архитектуры не только на Старом континенте, но и во всём мире. Культовое сооружение, впечатляющее своим блеском и роскошью, находится на одноименной площади и примыкает к готическому Дворцу дожей (Palazzo Ducale) – резиденции правителей Венецианской республики в эпоху Средневековья. Изначально базилика являлась ее часовней, обретя «самостоятельность» только с получением статуса резиденции Патриарха Венецианского. Здесь хранятся предметы искусства старины, которым нет цены. В 1987 году ЮНЕСКО включила собор Сан-Марко в перечень охраняемых объектов.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Собор Святого Марка

Новая базилика – специально для хранения мощей

В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.

Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год

Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.

Вид на собор через площадь Сан-Марко Внутри базилики Квадрига святого Марка

Архитектура собора Сан-Марко

Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.

Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию

Что посмотреть в базилике Святого Марка

Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.

Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д’Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.

Читайте также:  Бамбук растущий в воде дома

Встреча Авраама и Мелхиседека Искушение Христа Тайная вечеря Центральный фасад собора Святого Марка

Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.

В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.

Старейшая из мозаик фасада (XIII век) «Процессия переноса мощей святого Марка в собор» Мозайка «Прибытие мощей апостола Марка в Венецию» 1660 год

Время работы

В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.

Как добраться

До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.

Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.

От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.

Источник

Церкви Венеции

Церкви Венеции – тема неисчерпаемая. В Венеции, небольшом по площади городе, имеется полторы сотни церквей. Какие же из них следует в первую очередь посмотреть и на что обратить внимание?

Постараюсь вас сориентировать и дать некоторые наводки.

Церкви, включенные в список Хорус

ХОРУС – это Ассоциация церквей венецианского патриархата. В ассоциацию входят 16 венецианских церквей

  1. Церковь Санта-Мария дель Джильо
  2. Церковь Сан-Стае
  3. Церковь Святого Стефана
  4. Церковь ди Сант’Альвизе
  5. Церковь Санта-Мария-Формоза
  6. Церковь Сан-Пьетро ди Кастелло
  7. Церковь Санта-Мариа деи Мираколи
  8. Церковь Пресвятого Искупителя (Реденторе на острове Джудекка)
  9. Церковь Сан Джованни Элемозинарио
  10. Церковь Санта Мария-дель-Розарио (церковь Джезуати)
  11. Церковь Святого Паоло
  12. Церковь Святого Себастьяна
  13. Собор Санта-Мариа Глориоза деи Фрари
  14. Церковь Сан Джиакомо дел’Орио
  15. Церковь Святого Иова (закрыт на реставрацию)
  16. Церковь Сан Джузеппе (время открытия: апреля — октября)

Посещение каждой церкви из списка Хорус стоит 3 евро.

Chorus-pass, дисконтная карта на все эти церкви, стоит 12 евро, она действительна в течение года, по ней можно по одному разу посетить каждую из них.

Если вы планируете посетить более 4 церквей из списка Хорус, то имеет смысл приобрести карту Chorus-pass.

Купить ее можно при входе в любую из этих церквей: либо карту за 12, либо разовый билетик за 3 евро.

К Хорус-пасс прилагается подробная карта Венеции с достопримечательностями, а также список церквей Хорус с расписанием их работы. Как правило, все они работают с 10-30 до 16-30 с понедельника по субботу. Церковь Сан-Стае – только с 13-45 до 16-30. А самая из них востребованная – Санта Мария Глориоза деи Фрари – открыта с 9 до 18, в воскресенье – с 13 до 18.

При посещении последующих церквей вы предъявляете свой Хорус-пасс. Кассир ставит крестик на «своем» объекте и спрашивает, откуда вы, чтобы выдать информационный лист по данной церкви. Почти везде есть экземпляры на русском языке. В информационном листе дается история возникновения церкви, а также написано, какие шедевры ее украшают. На обороте вы найдете схему расположения этих шедевров.

Как правило, это картины Тинторетто, Карпаччо, Тициана, Веронезе, Тьеполо, Пальма, Джордано и других венецианских художников эпохи Ренессанса.

Беда в том, что церкви, как правило, по вечерам (а иногда и днем) недостаточно освещены. А для того, чтобы подсветить шедевр, требуется кинуть 50 центов.

Приятным исключением из общего правила явилась церковь Сан-Поло, где в отдельной капелле Распятия размещен цикл картин Тьеполо-младшего «Крестный путь», изображающих все 14 остановок Христа на его пути на Голгофу. Картины размещены на уровне человеческих глаз, с хорошим освещением, и потому производят сильное впечатление и остаются в памяти.

Читайте также:  Через сколько лет начинает плодоносить авокадо

При входе в каждую церковь, как правило, висит значок с перечеркнутым фотоаппаратом, однако все фотографируют в открытую, и никто из служащих не делает замечаний (единственный раз попросили не снимать в церкви Сан-Пьетро, а лучше купить у них открытки).

Для человека, бывающего в Венеции наскоком и пытающегося в короткий отрезок времени вместить как можно больше впечатлений, по прошествии некоторого времени все эти церкви сливаются в одно целое. За некоторым исключением.

Вот мои исключения:

  1. Про Сан-Поло я уже писала. Эта церковь осталась в памяти своим циклом Тьеполо «Крестный путь».

2. Запомнилась церковь Сан Джиакомо дел’Орио. Прежде всего, она была первой на моем пути, именно в ней я и купила Хорус-пасс.

Эта церковь сильно выделяется среди других церквей Венеции (в основном, барочных) своим нетипичным интерьером – в ней чувствуется такая давность веков, что захватывает дух. Сан Джиакомо дел’Орио – одна из старейших церквей Венеции, она была построена в 9 веке.

Посмотрите, какие необычные здесь потолки.

В дальнейшем церковь многократно перестраивалась и в результате пристраивания капелл приобрела своеобразную форму.

Вход в церковь находится в самом неожиданном месте — с маленькой площади возле канала, а совсем не с просторной кампо дел’Орио. Кстати, и кампо дел’ Орио – одно из самых приятных мест Венеции: зеленое, тихое, несуетное.

К сожалению, в самой церкви темновато. Так что разглядеть в подробностях некоторые картины, висящие в глубине часовен, не получилось. Есть хороший выход: носить с собой бинокль. Впервые бинокль был мной опробован в Ватиканских музеях. В мельчайших подробностях рассмотрела тогда фрески Рафаэля – замечательное ощущение.

3. Санта-Мария Глориоза дей Фрари, или попросту Фрари – безусловно, самая эффектная из церквей списка Хорус. Пышные надгробья Тициана и Кановы, резные хоры, многочисленные скульптуры, картины — все это великолепие разом обрушивается на каждого входящего в Фрари, и дальше ему остается ходить и все более изумляться и восхищаться.

В алтаре Фрари — «Санта Мария Ассунта» Тициана

4. Моя любимица — тихая и очаровательная церковь Санта-Мария деи Мираколи, чудесная шкатулка, украшенная резным мрамором нежнейших тонов снаружи и изнутри.

Построена она для хранения чудотворной иконы Божьей матери с младенцем, и все здесь устремлено к этой иконе. Вы входите в эту бесхитростную церковь, которую можно всю от дверей окинуть одним взглядом – а потом поднимаетесь по ступеням к алтарю, к чудотворному образу.

Бесплатные церкви

Я упоминала, что в Венеции около 150 церквей. Десятая часть из них входит в список Хорус. Что же с другими?

Большинство из них бесплатные, и тоже хранят шедевры венецианских мастеров. Некоторые из них поразительные.

Каждая церковь снабжена табличкой, где, помимо названия церкви и времени ее основания, перечислены художники, чьими работами она украшена.

Вот табличка на церкви Святого Пантелеймона. Обратите внимание на перечень художников.

Посмотрите на знаменитый свод церкви Сан-Панталоне. Художник Фумиани на плоской поверхности потолка создал эффект большого объема, распахнутого ввысь. Этот свод он расписывал 24 года. В самом конце, когда работа была почти закончена, художник сорвался с лесов и разбился. Вот такая судьба!

Фрески на потолке в церкви Святого Пантелеймона

Так что, если нет лишних денег на Хорус-пасс или мало времени, для первого раза вполне можно ограничиться бесплатными церквями.

Вот какие из бесплатных церквей я порекомендовала бы посетить:

В первую очередь – собор Святого Марка. Да, он абсолютно бесплатен, но тут надо подстраиваться под службы. Вход в собор то с левого портала, то с неприметной дверцы за левым углом. Некоторые охранники пускают посетителей и во время службы. Если при вас рюкзачок, то его надо будет сдать (охранник укажет, куда).

А что за большая очередь к центральному входу в собор Сан-Марко? А это на Лоджию Кавалли, открытую верхнюю галерею собора (там, где стоит квадрига) и в музей собора. То есть сразу от центрального портала идет подъем по крутой лестнице на галерею (а вовсе не в сам собор). По дороге вас обилечивают (вход на галерею и в музей стоит 5 евро), и вы выходите наружу, к медным коням.

Безусловно, побывать там стоит. С лоджии открывается замечательный вид на площадь Сан-Марко. Можно вблизи рассмотреть мозаики над порталами.

Музей небольшой. К тому же вы увидите собор сверху.

Собор Сан-Марко с верхней галереи

Так что при случае сходите. Тем не менее, кто-то вполне может удовольствоваться посещением только собора, без музея и галереи. Особенно если на галерею большая очередь.

Церковь Сан-Заккария. Ослепительно прекрасна. Единственная в своем роде. Стены ее расписаны с пола до потолка — вы словно оказываетесь внутри богато украшенного ларца.

Впрочем, здесь тоже есть платная часть – за полтора евро вы можете посмотреть еще две часовни (самые ранние) и спуститься в крипту, где находятся захоронения 8-ми дожей. Сходите.

Купол одной из часовень

Однако главное богатство церкви – шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» — выставлен на всеобщее обозрение (с левой стороны, по центру).

Церковь Мадонна дель Орто. Находится в стороне от туристических троп, в районе Каннареджо, но советую ее все же отыскать.

Читайте также:  Авокадо фрукт или зеленый овощ

Красивый внешний облик – красный кирпич словно обвязан по контуру белым кружевом.

Внутри — великолепные, полные экспрессии и внутреннего напряжения работы Тинторетто.

«Введение Девы Марии во храм» Тинторетто

В этой церкви Тинторетто был крещен, в ней он и похоронен.

Есть здесь картина Тициана «Товий и ангел».

«Товий и ангел» Тициана

Сан-Тровазо – эту церковь я бы выделила за «атмосферу» окружения. Прямо-таки кусочек деревни посреди города (заходить строго со стороны набережной Заттере)

Церковь Санта Мария делла Салюте – не скажу, что внутри она такая же потрясающая, как снаружи. Но ее трудно миновать. Эта восьмиугольная в плане церковь так монументально стоит в конце Гранд-Канала, что поневоле притягиваешься. При церкви есть музей (4 евро).

В церкви есть 4 картины Тициана

Фрагмент «Сошествие Святого Духа на апостолов» Тициана

Платные церкви

Есть в Венеции церкви платные, но не входящие в список Хорус. Из них в первую очередь следует посетить Базилику Санти Джованни е Паоло, или, как ее называют местные, Сан-Заниполо (билет стоит 10 евро).

Грандиозный собор является местом захоронения 18 дожей, а также многих знатных венецианских родов. Захоронения и многочисленные часовни украшены со всей возможной пышностью скульптурами и картинами.

К Сан-Заниполо примыкает нарядный фасад Скуолы Сан-Марко. И тут мы плавно переходим к новой теме.

Скуолы

Институт скуол возник к Венеции в 13 веке. Скуола — это общество мирян, объединенных под эгидой некоего святого с целями благотворительны ми, иногда – профессиональным и (что-то типа гильдии или цеха). Переходная форма между религиозной и светской организацией.

Скуолы были закрыты Наполеоном, однако некоторые из них впоследствии возобновили свою деятельность. В первую очередь — Скуола Гранде Сан-Рокко, общество, избравшее своим покровителем Святого Роха, защитника от чумы. Страх чумы в Средние века способствовал обильным приношениям Святому Роху, и в результате правильно выбранного покровителя богатство Скуолы Сан-Рокко росло, как на дрожжах.

Здание Скуолы расписывал Тинторетто. Это два огромных зала плюс часовня и сокровищница. Входной билет – 10 евро.

«Страшный суд» Тинторетто

Находится Скуола Сан-Рокко рядом с Фрари. Оба этих выдающихся объекта постарайтесь не пропустить.

Так же мне очень понравилась небольшая Скуола Сан-Джорджо дельи Скьявони (или далматинская скуола Святых Георгия и Трифона), в которой содержится цикл работ Витторио Карпаччо. Два небольших зала, один над другим, великолепные картины – я получила большое удовольствие. Билет стоит 6 евро.

В других скуолах я не была (за исключением Скуолы Санта-Мария делла Карита, в здании которой сейчас размещена Галерея Академии – главный художественный музей Венеции. Вот эту «скуолу» надо посмотреть в первую очередь).

Церкви на островах

Пару слов про церкви на островах лагуны. Есть среди них, прямо скажем, уникальные, стоящие совершенно особняком.

Будет время – обязательно постарайтесь добраться до Торчелло, отдаленного островка Венецианской лагуны. Во-первых, вы получите представление, на каких гиблых землях зарождалась Венеция – там они представлены в своей первозданности.

Во-вторых, на этом острове, посреди болот, стоит могучая, 11-го века Базилика де Санта Мария Ассунта, украшенная византийскими мозаиками: на куполе – парящая в золотом небе Дева Мария, на стене – Страшный суд.

Если не доберетесь до Торчелло, съездите на ближний Мурано: туда часто ходят вапаретто, время в пути 15-20 минут. Выходить надо на остановке «Museo» (на Мурано корабль делает несколько остановок). В музей Стекла можно не ходить, но собор Санти Мария е Донато на Мурано посетите непременно – тоже византийские мозаики в апсиде. А какие там мозаичные полы!

Еще один легко достижимый остров – Лидо. Вапаретто №1 ходят туда несколько раз в час, ехать минут 10-15. В северной части острова стоит церковь Сан-Николо, в которой хранятся мощи Николая Мирликийского.

Когда Миры Ликийские оказались под властью турок, то из Бари и Венеции были организованы экспедиции по спасению мощей святого. Барийцы прибыли первыми, взломали саркофаг и забрали большую часть костей. Венецианцам достались остатки. Тем не менее, церковь Сан-Николо почиталась до такой степени, что процедура обручения дожа с морем непременно заканчивалась службой именно в этой церкви.

До Сан-Николо я не добралась, только видела ее с палубы круизного лайнера, когда мы входили в Венецианскую лагуну.

Про такие островные церкви как Сан-Джорджо и Иль Реденторе (обе – шедевры Палладио) я не упоминаю, поскольку обе они «под носом», обе (особенно Сан-Джорджо) создают парадный облик Венеции, и, по возможности, их тоже следует посетить (и подняться на кампанилу Сан-Джорджо!).

Резюме

Я обозначила самую вершину айсберга, вскользь и субъективно — со своей кампанилы, так сказать. Разумеется, я посмотрела небольшую часть церквей Венеции. У каждого человека будут свои предпочтения.

Как писал Павел Муратов: «Венеция узнается лучше всего во время скитаний по городу, в поисках еще нового Тинторетто, еще не виданного Карпаччо».

Желаю, чтобы у каждого из читающих эти строки рано или поздно нашлось время для неспешных и вдумчивых скитаниях по Венеции.

В следующий раз мы с вами пройдемся по музеям Венеции.

Промокоды
При покупке тура на Travelata
-скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye
-скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye

Источник