Яковлев багульник урок литературы

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева «Багульник»
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева «Багульник» «В людях стараюсь разглядеть. «

Скачать:

Вложение Размер
Урок по рассказу Ю.Яковлева Багульник 34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5классе.

Тема урока «В детях стараюсь разглядеть…»

(По рассказу Ю.Яковлева «Багульник»).

Цель : открыть для учащихся имя писателя Ю. Яковлева, раскрыть идею рассказа.

Образовательная : показать нравственное звучание рассказа; создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа; продолжить работу по изучению теории литературы (тема, идея, жанр); организовать работу с лексическим значением слов «молчальник», «раздражение», «милосердие», «милосердный », «личность».

Развивающая : учить выражать собственное мнение, совершенствовать умение читать произведение по ролям, пересказывать тест от лица героя, продолжить работу по формированию творческих способностей учащихся.

Воспитательная : воспитывать любовь к людям, животным , помочь ученикам увидеть в человеке личность, а не внешность.

компьютерная презентация, книги писателя, иллюстрации к рассказу, цветочки из бумаги для ребят, веточки в стеклянной банке.

«…он менялся в ее глазах, как веточка багульника»

Молчальник – нелюдимый, скрытый, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.

Милосердный – проявляющий милосердие.

Милосердие – готовность помочь кому — нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Личность — человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.

2 . Слово учителя. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, не огонек, когда грустно и одиноко. Творчество писателя — такой дом . —«…Мой дом -мои книги,- писал Ю. Яковлев, — а мои герои — люди, ради которых читатель переступает порог моего дома. Я буду очень рад, если ты, мой читатель, на этот раз застал в моем доме своих старых добрых знакомых….Ты даже встретишь здесь друга своего раннего детства медвежонка Умку….Может быть, не все обитатели моего дома оказались твоими знакомыми, возможно, что с некоторыми ты встретишься впервые. Надеюсь, они станут твоими друзьями. Писатель Ю.Яковлев приглашает нас , читателей, в свой дом — в книгу. Вперед….

Сегодня, перелистывая страницы рассказа « Багульник », поучимся друг у друга. Вы у меня, а я — у вас понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь…..

Главными героями рассказа являются дети, и сам Ю. Яковлев так сказал: « В детях стараюсь разглядеть…. ( завтрашнего взрослого человека… .» ( ТЕМА УРОКА)

Наша задача последить, как удается писателю это сделать.

1 БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. (индивидуальное задание ) Познакомимся с некоторыми значимыми эпизодами из жизни писателя.

Родился в 1922году в Ленинграде в семье служащего. Участник Великой Отечественной войны. Призван на военную службу года в ноябре 1940 в обороне , участвовал в обороне Москвы, был ранен.Потерял мать в блокадном Ленинграде. Окончил литературный институт им. Горького в Москве в 1951 году.

Журналист. Сотрудничал в газетах и журналах, много ездил по стране. Автор детских рассказов. Автор сценариев и анимационных фильмов.

Основные темы произведений: жизнь пионеров и школьников, становление характера подростков, дружба между человеком и животным, Чувство благодарности учителю, Великая Отечественная война и другие . Викторина по сообщению.

БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ « БАГУЛЬНИК».

Учитель . Ребята, мы прочитали рассказ «Багульник». Кто является главным героем рассказа. ( Правильно, мальчик Коста ) Какое о нем у вас сложилось впечатление: (как вел себя на уроках). Понравилось ли вам его поведение ? Докажите примерами из текста .

( Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть- другого слова не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. При этом энергично тряс головой- разгонял сон- и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал).

Учитель . Чьими глазами дано такое описание поведения ученика на уроке.

Как ученик он производил неприятное впечатление. Правильно я вас понимаю.

Учитель. Кем считали Косту в классе (Молчальником)

Учитель. Объясните лексическое значение слова. Работа со словарем . ( Слайд)

Молчальник — нелюдимый, скрытный человек, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.

Учитель . Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников

(Одноклассники его не понимали, он был для них неинтересным человеком. У учителей он вызывал раздражение).

Работа со словарем. Лексическое значение слова разражение .

Раздражение — нервное состояние, недовольство и злость. ( Сидят такие ученики, как Коста, тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами .

Учитель . Но однажды одноклассники забыли, что Коста молчальник.

Индивидуальное задание. Чтение наизусть отрывка ( « Он принес в класс пучок тонких прутиков…….

-Багульник!- буркнул он и пошел прочь.)

Учитель . Как отнеслись к этому поступку ребята . Найдите в тексте. ( Забыли, что он молчальник и подумали, что он волшебник К нему возникло нескрываемое любопытство. Чего только не говорили про Косту ребята.

Учитель. Что же говорили ребята? ( можно сценку- полилог).

у него ирландский сеттер. Он охотится на уток.(слайд)

Автор: утверждали одни.

2Ученик : Ерунда у него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка!(слайд)

Автор: говорили другие. Третьи смеялись.

3 Ученик 🙁 рассмеявшись) : Да вы что! Не можете отличить таксы от боксера! ( слайд)

Автор: Были и такие, которые спорили со всеми:

4Ученик :Он держит трех собак! Правду говорю!

Автор: на самом деле у него не было ни одной собаки.

1ученик: А сет тер.

2 ученик : А боксер.

3 ученик: А такса.

Автор : Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой. Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Впрочем, Кроме трех собак была и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. С этой собакой Косту никто не видел.

Учитель. А как относилась к нашему герою учительница .( Она стала присматриваться к нему тоже с нескрываемым любопытством. Исчезло раздражение, недоверие. Оказывается, Коста -интересный человек).

Что нового узнала Евгения Ивановна о мальчике, приглядевшись к нему, что заметила.

Задание. Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока…….(запись звонка). Что делает Коста . (Вскакивает с места и сломя голову выбегает из класса. Вот он с грохотом скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью.)

Учитель . Чем для Косты является звонок ? ( Сигнальная ракета! Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления)

— Куда он мчится? ( К людям и к собакам, которым нужна помощь ).

Задание .1 группа .Пересказ эпизода «Прогулка с первой собакой» (от лица учительницы) Анализ пересказа учащимися.

Задание 2 группа. Пересказ эпизода от лица Косты « Прогулка с бсксером.»

Задание 3 группа .Чтение по ролям эпизода «Коста и больной мальчик». (Собаки всегда ждут. Даже погибших…Им надо помогать.)

Учитель .Что вас больше всего поразило в эпизоде Встреча с четвертой собакой. Учитель.Как собаки относятся к мальчику ? они рады встрече с Костой, они верят (Собаки разных пород, но все ч еловеку, они преданы ему).

Учитель. А каковы хозяева? Почему они не гуляют со своими питомцами? (Есть хозяева любящие, ответственные. Просто они не в состоянии гулять со своими собаками из-за болезни или немощи. А есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы). Позиция автора. Автор не становится в суровую позу судьи человеческих поступков, не осуждает явно равнодушных и безразличных. Автор призывает всех обратить внимание на своё поведение, работает над тем, чтобы каждый читатель встал на сторону добра и милосердия, а его сердце стало чутким и отзывчивым к чужой беде.

Учитель. Мы видели Косту в классе и после уроков. Что меняется в нем? Каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами? ( Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе, выносливый, проделывает огромный путь со своими питомцами).

Учитель. Какое качество проявляет Коста в отношении к собакам и их хозяевам? Милосердие. Что это значит? Работаем со словарем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь и простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Учитель. Можно ли считать Косту милосердным?

Изменилось ли ваше отношение к Косте теперь?( Да. Он нам нравится. Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный. Такие люди нужны в любые времена, наше время тоже нуждается в таких людях. Мы понимаем: под школьным костюмом бьется сердце преданного друга.)

Учитель. Подумайте, почему Косте так хорошо с собаками и почему он почти не находит общего языка с одноклассниками?( Может быть, собак, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадежно.)

Учитель .Вспомним других героев рассказа. Учительница. Задание. Найдите в тексте слова, характеризующие учительницу, её портрет: « Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы — конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковами. На улице её никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит… И долго ещё не затихает стук подковок…»

-Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; дети её любят и между собой называют Женечкой, так называют близкого родного человека. Хороший и интересный учитель и человек эта Женечка).

Инсценировка окончания рассказа:

Автор : На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул .Сперва никто не замечал, что он спит.Потом кто-то захихикал.

Учительница: Тихо! Совсем тихо! Вы знаете, почему он уснул? Я вам расскажу…Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших….Им надо помогать.

Автор( звенит колокольчиком): Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно. Но Коста не слышал звонка, он спал.

Учительница: Звонок с последнего урока, тебе пора.

Автор: Коста вскочил, схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.

Учитель. С какими героями ещё вы встретились в данном рассказе? (Одноклассники)

Учитель. Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них так, как вы представляете Косту? ( Наверное, автору они не так интересны. Хорошие они или плохие- неясно. Неизвестно, как бы они повели себя в ситуации, подобно Костиной. Ясно одно: им нужна помощь Женечки

Вывод: В отличие от одноклассников ,- Коста — личность.

Лексическое значение слова. Работа со словарем

Слайд. Личность- человек, имеющий свое лицо, свои взгляды на жизнь, свое мнение, совершающий значимые поступки.

Смысл названия рассказа.

_ Учитель. Ребята, как называется наш рассказ? ( «Багульник »). Рассказ о багульнике, который принес Коста в класс, занимает несколько строчек. Почему же писатель назвал произведение « Багульник» , а не « Коста ?» ( Косту можно сравнить С багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. Женечка « шла молча по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника»

Тема. Идея , Жанр.

Учитель. Заглавие отражает тему или основную мысль рассказа? ( Основную мысль).

Учитель. Назовите жанр произведения. (рассказ) Какую задачу ставил перед собой автор . ( Задача, которую решал автор в данном рассказе- показать отрицательные поступки людей и выразить симпатии к положительным. Для решения этой задачи АВТОР рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в обычном мальчике огромное заботливое сердце ГЕРОЯ. Картина эта раскрывается в его поступках, о которых читателю сообщает АВТОР в роли рассказчика – повествователя.)

Учитель . Дети должны понять, что в окружающей нас действительности не все спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушным к чужой боли, а наоборот сказать «НЕТ» БОЛИ, УНИЖЕНИЯМ, СТРАДАНИЯМ.

Работа с темой урока .

Тема урока: « В детях стараюсь разглядеть… ». Это фраза самого Юрия Яковлева. Только она незаконченная. Попробуем разгадать окончание фразы.

Какого человека разглядел Яковлев в своем герое Косте ? Главными героями рассказов Юрия Яковлева являются дети , и сам автор так сказал об этом «В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека».

Учитель. А какого завтрашнего человека видите вы в себе. Коллективная творческая работа . Напишите это на цветочках багульника, что есть у вас на столе и прикрепите цветы к веточкам (звучит музыка)

Учитель. Вот и наши веточки багульника расцвели!

Что полезного вы взяли для себя и что можете посоветовать взрослым?

Вывод. Писателю дан ОСОБЫЙ ДАР – умение всматриваться, вслушиваться. Проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченным другими. Вот и Юрий Яковлевич Яковлев обращает внимание ЧИТАТЕЛЯ на то, что «… Мои книги не только мой дом, но и моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, — все это оставило след в моем творчестве. И пусть тебя не удивит, что и эта книга в какой-то степени обо мне самом. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях моих героев – мои мысли и чувства. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни. И на прощанье мне хочется сказать тебе: вспоминай мой дом, моих друзей, а когда тебе станет грустно, постучи в мою дверь! »

Учитель . В конце урока я хочу подарить вам строчки из стихотворения Евгения Евтушенко, известного современного поэта. Подумайте, как перекликается стихотворение Евтушенко с рассказом Ю. Яковлева?

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

Домашнее задание. Смотри слайд

Сочинение-размышление «Человек-багульник… Я такого (не) встречал…»

Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого «Хаджи-Мурат» в 9 классе.

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности.

Конспект урока по литературе «Анализ рассказа А.П.Чехова «Казак». В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн.

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова.

Методическая разработка метапредметного урока по литературе.

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова «О чем плачут лошади» и применением КОЗ.

Урок развития речи «Рассказ о литературном герое по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» проходит в 7 классе .

Источник

Читайте также:  Алоэ или столетник от прыщей
Оцените статью