Японские картины на бамбуке

ЖИВОПИСЬ БАМБУКА — почему она особенная?

Бамбук — одна из любимейших и самых главных тем в китайском искусстве — от литературы до живописи. Почему?

В Китае бамбук – символ истинно благородного человека, который, сгибаясь от жизненных невзгод, всегда находит в себе силы подняться и который мудрость жизни впитывает как бамбук влагу. Внутренняя область бамбука – стебель символизирует пустоту, которая должна быть создана в уме перед созданием новых идей.

Возникновение монохромной живописи бамбука тушью легенда объясняет случайностью: одна знатная дама по имени Ли в лунную ночь увидела тень от бамбука на створке окна. Она была поражена тем, что тень выражает сущность бамбука в большей степени, чем живой, зеленый бамбук.

В Сунское время (X-XIII вв.) Монохромная живопись бамбука стала привилегией избранного круга художников-поэтов и каллиграфов, после чего заняла принципиально важное место в китайской живописи на протяжении всех последующих исторических эпох.

Живописная техника этого жанра разработана до мельчайших деталей в специальных трактатах. Это – эссе «Гибкий бамбук Юньданской долины», оставленное поэтом, художником, каллиграфом чайным мастером и государственным деятелем периода Сун – Су Ши (1037—1101) , «Книга живописи бамбука», «Книга о бамбуке» и «Книга об образе бамбука», составленные признанным мастером живописи бамбука Ли Каем (1245-1320) .

Чтобы писать бамбук, надо сначала создать его об раз в душе.

Только тогда берись за кисть, когда сосредоточишь все внимание.

И словно увидишь перед собой то, что хочешь изобразить.

Следуя этому образу, начинай работать кистью.

Если ты замешкаешься на мгновение – все пропадет.

Текст «Книги об образе бамбука» был почти полностью использован при написании соответствующего тематического раздела в знаменитом трактате XVIII века о китайской классической живописи «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно». Эти сочинения показывают, что образ бамбука наделялся особой благородной духовностью и рассматривался в неразрывной и почти мистической связи с внутренним миром художника. Считалось, что в акте творения самому рисунку передается не только профессиональное мастерство, но и внутренние качества личности художника – душевная чистота, благородство помыслов, тонкость интеллекта.

Обращение к «живописи бамбука» являлось свидетельством достижения вершин живописного мастерства, так как в рисунке должны были использоваться все известные каллиграфические стили.

Его ствол надлежало исполнять в стиле чжуаньшу («печатный стиль»), коленца ствола – штрихами, выполненными в стиле лишу («официальный стиль»), ветви – в скорописи цаошу, листья – в «уставном письме» кайшу .

В XV-XVII вв. для «живописи бамбука» была разработана еще более сложная графическая система, учитывающая сорта растения и варианты его изображения в зависимости от сезона, времени суток и освещенности.

Так, рисунок ствола, помимо собственно каллиграфических линий, должен был складываться из штрихов, моделирующих узлы сочленений, и сложных, соединяющихся между собой, точек-узелков, предназначенных для передачи округлости ствола и динамики роста растения.

Однако, строго разработанные приемы написания бамбука не лишают художника возможности выявить свои творческие замыслы, создать неповторимые композиции.

Бамбук пишут в ясную погоду, на ветру или в дождь, под снегом или под инеем, тем самым придавая свиткам особо эмоциональное звучание. Используя градации оттенков туши, художник может передать и нежную трепетность молодых побегов, и сочную тяжесть зрелых ветвей, и сухость завядших листьев.

Источник

Бамбук в японской живописи

Бамбук в японской живописи

«Разве не в шорохе бамбука путь к просветлению… Догэн

В Японии, как и в большинстве других стран Восточной Азии, бамбук обычно изображали на бумаге. Как символ он несет в себе все те же значения, что и в Китае. Японское искусство в большой мере было под сильным влиянием традиционного китайского искусства на протяжении веков, и в результате, многие японские свитки с бамбуком очень похожи на Китайские.

Читайте также:  От чего у бамбука много корней

Японская живопись тушью расцветает в периоды Муромати и Адзути-Момояма. Эпоха Адзути-Момояма положила конец феодальной раздробленности в Японии.
Тессю Токусай. Орхидеи, бамбук, шиповник и камни
После своего возвращения в Японию Токусай представил этот жанр другим монахам дзен, таким как Гёкуен Бонпо (1325–1388), еще одному знаменитому художнику.
Дзен мастера изображали сцены из повседневной жизни, птиц, вишневые ветви сакуры, дикие орхидеи, бамбук.
Начало дзен искусства Японии
Gyokuen Bompo (с 1347 -. 1420) Какэмоно: Орхидеи, бамбук, и Терн — Правая панель

Бамбук был популярным темой в дзен искусстве и укиё-э в Японии, а также в различных стилях японской живописи до начала периода Эдо (1603-1868). Некоторые из самых известных японских художников, таких как Хасагава Тохаку, Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ создали драматические и красочные картины бамбука.

До прихода начала появления живописи укиё-э в эпоху Эдо, когда искусство стало легко доступными для обычного человека, картины в китайском стиле писали почти исключительно для японской придворной и военной элиты. Изображения бамбука были одной из наиболее распространенных тем, над которой работали художники удовлетворяя запросы элиты. Для школы Кано характерны очень яркие картины бамбука на золотом фоне.

Кано Танъю (1602—1674), Тигры в бамбуковой роще Кано Танъю. Шестой патриарх дзен в момент просветления.

Это маленькое изображение Кано Танъю, выполненное несколькими мазками светлой туши, являются реминисценцией легендарного свитка начала тринадцатого века известного китайского художника Лян Кая (ныне в Национальном музее Токио). Оно иллюстрирует притчу дзен о Хуэй-нэне (638-713), шестом патриархе дзэн (чань по-китайски), который вдруг получил просветление, когда начал рубить бамбук на дрова.

Школа Хасэгава представляла иной поход к изображению вообще и бамбука в частности. Школа основана Хасэгава Тохаку (1539-1610). Хасэгава разрабатывает свой стиль, который имел первооснову в школе Кано. Его стилю присущи большая декоративность и плоскостность по сравнению со стилем школы Кано.

Панель двери художника Хасегава Тохаку с журавлем в роще бамбука. Тохаку был известен своими росписями дверных панелей в китайском стиле, на которых часто изображались животные (особенно обезьян) в зарослях бамбука.

Хасэгава Тохаку . Журавль среди бамбука Хасэгава Тахаку. Сосна и бамбук Хасэгава Танхаку. Птицы и цветы

Огата Корин 1658, Киото — 2 июня 1716) — японский художник. Сумел разработать свой особый художественно-декоративный стиль. Основатель стиля Римпа.
Огата Корин. Бамбук и сливовое дерево.

Школа Нанга
Художники школы Нанга писали свои работы в основном тушью. В своих монохромных работах художники нанги стремились следовать принципам и эстетике китайских художников вэнжэньхуа-художников-литераторов.
Выразительна работа художника периода Эдо Гиона Нанкая (1677-1751) «Бамбук в окне в дождливый день» 「竹 窗 雨 日」 図. Гион Нанкая представитель школы нанга или иначе бундзинга, живопись литераторов.

Гион Нанкай .»Бамбук в окне в дождливый день»

Верхние две трети этого свитка занимает изображение бамбука, его листья поникли под сильным дождем. Ниже, молодые побеги бамбука против валуна своеобразной формы, точки черного мха, которые как кажется нам парят вокруг его контуров. В возрасте двадцати четырех лет, Гион Нанкая был уволен с занимаемой должности конфуцианского ученого за «расточительность». Он был восстановлен лишь десять лет спустя. Но годы, проведенные в ссылке способствовали его известности как пионера японского движения литераторов. Ясность мазка Нанкая в этой работе свидетельствует о его тщательном изучении китайских учебников живописи.

Тани Бунтё .Пейзаж и бамбук. 1804
Тани Бунтё (яп. 谷 文晁 Тани Бунтё:, также Тани Масаясу яп. 谷 正安; 1763 — 1841) — японский художник и поэт, так же представитель школы нанга.

Читайте также:  Комнатный цветок похож на агаву

«Воробей и бамбук» Андо Хиросигэ (1797-1858). Эта гравюра изображает воробья, символ счастья — еще один общий мотив в японском искусстве.

Воробьи в Японии вообще часто украшают многие предметы быта и искусства, причем, часто их изображают в бамбуке или с рисовыми колосьями.
Андо Хирсигэ. Воробей среди бамбука

Силуэты из бамбука также популярные изображения бамбука. Например на складных экранах Сукоши седзи . Эти экраны можно найти во многих японских домах.
«Бамбук» японского художника восемнадцатого века Кикуя Кихея.

Кикуйя Кихей. Силуэт бамбука Бамбук в четыре времени года. Тоса Мицунобу (1434-1525)

«Бамбук и Луна» Нагасава Розтса (nasagswa roztsa)(1754

1799) «Бамбук и Луна» Нагасава Розтса (nasagswa roztsa)(1754

Популярен бамбук и у представителей школы Римпа.

Сакаи Хоицу. Sakai Hoitsu.Три друга. Сосна, вишня и бамбук.
Писали о бамбуке японские поэты, вкладывая символический смысл в образ растения.
Быстротечность времени, краткость его сроков, отпущенных на любовь, например, символизировало короткое коленце бамбука.

В поле асадзи —
Мелкий в поле бамбук.
Как я не таился,
Переполнилось сердце. Зачем
Я так сильно её люблю?!

В творчестве Фудзишима Такеджи (Fujishima Takeji, 藤 島 武 二 , 1867- 1943 ) прослеживаются черты романтизма и импрессионизма и следование западному стилю в японской живописи. В последние годы он находился под влиянием стиля модерн.

Бамбук на ветру, Фудзишима Такеджи

Широ Касаматсу ( Shiro Kasamatsu). Бамбуковая роща весной. 1954

В стиле Нихонга работал мастер Коношима Ококу (Konoshima Okoku). Он изобразил зимнюю луну на фоне бамбуковой рощи.

Коношима Ококу. Зимняя луна

Туш и краски на шелке, правый экран, 167×372 см. Киотский городской художественный музей.

Коношима Ококу. Зимняя луна. Левый экран
Деириу (Deiryu 1895–1954). Бамбук. (Деталь)

Deiryu Kutsu (Kanshu Sojun) (1895-1954) Хироши. Бамбук

В двадцатом веке художники направления Шин-ханга продолжали создавать гравюры на традиционные темы. Художник Хироши
Йошида, изобразивший бамбуковую рощу (1939) относится к школе Шин Ханга.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Cуми-э (суйбоку-га) — живопись через призму дзен.

В японской средневековой живописи сложилось два основных направления. Одно из них называлось » ямато-э «, и я постаралась рассказать о нём в предыдущей статье. Здесь мы поговорим с вами о втором направлении, которое получило называние » суми-э » или » суйбоку-га «.

«Суми-э́»«живопись тушью» или «суйбо́ку-га́»«живопись тушью и водой» . Этот вид живописи появился в Японии ещё в период раннего средневековья, но вершина его развития приходится на XIV–XV века.

Суми-э пришло в Страну восходящего солнца из соседнего Китая и утвердилось благодаря распространению дзен-буддизма . Жанровой основой, образцом для суми-э послужили китайские пейзажи «шань-шуй» – «горы-воды» (подробнее об этом направлении китайской живописи можно прочитать в этой статье ).

Главной особенностью данного вида картин является их монохромность , обусловленная цветами используемых материалов – бумаги и туши. Однако суми-э — не контрастное чёрно-белое изображение — разведённая водой тушь позволяет создавать множество нюансов и оттенков серого цвета, с помощью которого на картине рождается иллюзия многокрасочности и многофактурности мира.

Изредка художники используют и цветные краски, которые накладываются на бумагу прозрачными, лёгкими, скупыми мазками. Они, не акцентируя на себе внимание, оттеняют то главное, что изобразил мастер.

Пейзажи в технике суйбоку-га — не просто изображение картин природы или её фрагментов – это целая философия, доставшаяся им от дзен-буддизма. Как пишут исследователи японской культуры: «Суйбоку-га – больше, чем техника, это – духовное путешествие». Собственно вся живопись суми-э строится на двух важнейших философских категориях — Пустоты (Небытия) , которую выражает белое пространство бумаги и Изменчивого Бытия , передаваемого в узнаваемых формах и образах с помощью туши.

Читайте также:  Как делается сок алоэ

Написание такой картины подобно созданию классических японских стихов. Поэзию и живопись суми-э роднит многое. Это и лапидарность средств выразительности, скупость «красок» и форм при огромном количестве, скрытых за видимой простотой, символов и смыслов.

Общим также является и категория ёдзё – то, что недосказано самим автором посредством слов или линий, но содержится в произведении и может быть раскрыто, узнано, домыслено читателем-зрителем с помощью собственного опыта, знания, интуиции или фантазии. Таким образом, главным в картине является отнюдь не то, что нарисовано, а незаполненное пустое пространство.

Важным является и тот факт, что и стихи, и живопись суйбоку-га, оперируя образами природы (которая является доминантой во всех проявлениях японской ментальности и культуры) на самом деле раскрывают нечто большее – внутренний мир, состояние души и мыслей художника (поэта).

В них обычно нет действия: лишь величественные горы, водоёмы, деревья, где ощущается присутствие человека, цель которого — не нарушить эту первозданную гармонию природы, а слиться с ней, почувствовав себя, согласно учению До ( китайское Дао ), единым целым с Космосом и Мирозданием.

Художники Японии говорят: «Чтобы нарисовать сосну, нужно уподобиться сосне; чтобы нарисовать ручей, нужно уподобиться ручью» . Это не означает, что человек становится сосной, это значит, что он начинает чувствовать сосну.

Об этом же говорил и великий японский поэт средневековья Басё: «Учитесь рисовать сосну у сосны, бамбук у бамбука» .

А вот слова поэта, последователя дзен, Мёэ: «Глядя на луну, я становлюсь луной. Луна, на которую я смотрю, становится мною. Я погружаюсь в природу, я соединяюсь с ней».

Суйбоку-га присущи и такие качества японской поэзии, как югэн («красота сокровенного»), саби (обострённое чувство щемящего одиночества и прекрасной печали), а также и одинаковый принцип создания – они рождались экспромтом , то есть без черновиков, «в один приём».

Художник, перед тем как приступить к написанию картины, сначала досконально обдумывал сюжет, размышлял о возможных деталях, а затем, в момент «наивысшей готовности» (максимальной концентрации), брал кисть и, не отпуская этого возникшего состояния отрешённости, творил.

Кисть в такие моменты, словно действовала по собственной воле. Известный исследователь дзэн Дайсэцу Судзу́ки так писал об этом: «Вам кажется, что кисть движется сама по себе, помимо воли художника, который лишь не мешает ей двигаться. Если какая-либо мысль или намерение возникнут между кистью и бумагой, то весь эффект пропадёт».

Синтез живописи суйбоку-га и поэзии осуществлялся и на прямую: дополняя философию и смысл написанного пейзажа, картину, как правило, сопровождала каллиграфическая надпись, чаще всего это были стихи, которые нередко сочинялись самим художником.

Лучшим средневековым японским пейзажистом, творчество которого вобрало и отразило все присущие качества суйбоку-га, считается Тоё Ода , более известный в мире под псевдонимом Сэ́ссю (1420 – 1506).

Интересно отметить, что рука об руку с живописью развивалось в Японии садовое искусство , поскольку созданием сада зачастую занимались сами художники. Здесь «чистым листом бумаги» служило открытое пространство, а вместо красок и туши выступали камни, песок, вода и растения. Неслучайно появление великолепных декоративных садов эпохи Хэйан совпадает по времени с возникновением яркой и жизнерадостной живописи ямато-э (о ней читайте в этой статье ). В таком случае, сходство лаконичных садов последующей эпохи и монохромной живописи тушью, позволяющей минимальными средствами выразить идею, тоже может рассматриваться как общая закономерность.

Завершая разговор о технике и философии суйбоку-га (суми-э), приведу танку знаменитого дзенского поэта Иккю:

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:

Источник

Оцените статью