Японские тапочки из бамбука

8 Типов традиционной Японской Обуви

До двадцатого века традиционная обувь использовалась в Японии на протяжении тысячелетий. В настоящее время эти классические туфли по-прежнему являются лучшим выбором при ношении традиционной японской одежды, от повседневной юкаты до формального кимоно.

Zori — это сандалии из рисовой соломы или лакированной древесины, которые носят с кимоно для официальных мероприятий. Гета — это поднятые деревянные сабо, которые носят с неформальной юкатой. Геты чаще всего встречаются в наши дни на ногах борцов сумо. Скорее всего, вы услышите их, прежде, чем увидите их, когда они будут издавать характерный щелкающий звук, когда пользователь ходит. Вы можете увидеть случайного буддийского монаха, одетого в вараджи, сандалии из соломы, которые в прошлом были обычной обувью простых людей. Все три конструкции обеспечивают свободную циркуляцию воздуха вокруг ног, что, вероятно, связано с влажным климатом Японии.

Мы собрали наиболее распространенные типы и их использование.

Традиционная японская обувь. Варадзи

Вараджи — это сандалии, сплетенные из соломы. Наиболее традиционным материалом является рисовая солома. Эти сандалии также можно носить с таби, традиционными японскими носками с разрезом. Веревки из того же материала обертывают вокруг лодыжек и надежно прикрепляют подошву к стопе. В период Эдо эту практичную обувь носили самураи и их родственники. Сегодня вараджи используется только для праздников, косплея или иногда буддийскими монахами. Варадзи имел форму, когда носки должны быть слегка нависающими вперед. Мужчины носят деревянные сандалии гета, вараджи и сетта. Традиционная обувь с кимоно для женщин — гета или зори.

Warazori

Варазори похож на вараджи, потому что они сделаны из того же соломенного материала, но по форме ближе к шлепанцу. Они предтеча современного Дзори. Рисовая солома является традиционным материалом варазори, хотя сандалии также могут быть изготовлены из конопли, хлопка или пальмы.

Geta -下駄

Гета — это ботинки на деревянной подошве, с твердыми платформами или с небольшими ходулями, называемыми ха (зубами) на подошве (они могут быть с одним, двумя или тремя зубами, чаще всего с двумя). Они все еще носятся в наши дни и, как правило, не слишком высоки сейчас, хотя в прошлом их рост часто был намного выше.

Раньше вы могли практично используя гэто держать кимоно вдали от земли, вдали от луж, снега и грязи. Со временем они стали более непринужденным типом традиционной обуви и больше всего подходят для юката, легкого летнего кимоно. То, что у всех может быть общее, это деревянная основа, но есть десятки разных типов. Вот некоторые из самых известных.

Itaura geta

Со стелькой из рисовой соломы. Эти геты немного похожи на многоножек. Японцы редко носят эти геты. Обычно их носили на металлургических заводах или в машинном отделении корабля, чтобы защитить ноги от железных отходов или моторного масла.

Геты Така-Ашида

Така-ашида (на рисунке слева) может напоминать хийори. Эти сандалии предназначались для ношения в дождь и плохую погоду, поэтому два зуба очень длинные и тонкие. Некоторые повара-суши и сейчас носят геты с высотой до 17 см, т.к. на полу скапливаются рыбные отходы.

Гета Хийори

Хийори можно носить в повседневной жизни. Они обычно имеют прямоугольное основание и два деревянных зубца, которые проходят перпендикулярно длинной стороне основания. Эти низкие тапки традиционно использовались в хорошую погоду. Они могут быть окрашены цветной краской или натурального дерева. У некоторых современных стилей нет зубцов вообще, только деревянная основа.

Гакусей-ашида означает «высокий гета для студентов», и у них толстые, высокие зубы. Они также популярны среди студентов Bankara и старших школьников. Студенты Бнкара носят черную школьную форму, полную заплаток и Гакусей гета. Это традиционный японский студенческий стиль. У них много мужества и они придерживаются своих древних принципов.

Сенрю гета

Как правило, большинство японцев называют этот стиль геты с косой лицевой стороной внизу сэнрю-гета. Причина, по которой их так называют, заключается в том, что в период Мэйдзи (1904 г.) началась русско-японская война, и ее выиграла Япония. Затем японская армия начала оккупировать многие страны на азиатском континенте. В те дни этот стиль геты с наклонной передней частью снизу был очень популярен в Токио. Кто-то назвал этот стиль геты, Senryou или Senryou-geta из-за патриотического чувства того времени. Одним из значений слова Senryou является «оккупация».

Теперь слово Senryou означает sen = 1000, а ryou = денежная единица периода Токугава (Эдо) (1603-1867). Тогда было много денег, период считался большим и счастливым, поэтому senryou-geta вначале означало «гета оккупации», а затем, сохранив то же имя, изменилось значение слова «очень везучий гета» или «великий гета».

Иппон гета / Тенгу гета

Гета с одним длинным зубом — прозвище тенгу-кан, поскольку на них обычно изображен демон тенгу из японской мифологии. Зуб заменяется, когда он изнашивается. Больше всего предназначены для актеров, традиционных танцев, фестивалей или костюмов косплея.

Кома Гета Ойрана.

Ойранцы были высокопоставленные куртизанки и проститутки феодального периода, считавшимися типом юдзё (женщиной удовольствия), и они носили эту высокую лакированную обувь под названием кома-гета (или мицу-аши — три ноги). В отличие от гейши и майко, которые развлекаются только разговором, пением, музыкальностью и танцами, ойран были иерархией проституток и куртизанок в развлекательных кварталах Японии, из которых таюу были ойраном высшего ранга и считались подходящими для даймё, которые были могущественные территориальные лорды. Только самый богатый и высокопоставленный даймё мог когда-либо надеяться покровительствовать тайю.
Принимая во внимание, что гейша и майко носят таби носки, ойран предпочитали этого не делать даже зимой, и их пальцы находились под многими слоями кимоно, когда они носили этих высоких гету.

Читайте также:  Молодая картошка с базиликом

Эти ультра высокие (около 25,5 см) трехзубые геты помогли отличить ойран от гейши и майко. Ойран стал очень ритуализирован во многих отношениях, и, в конечном счете, культура таю росла все более разреженной и отдаленной от повседневной жизни, а их клиенты истощались. Последний зарегистрированный ойран был в 1761 году. Их искусство и мода часто определяют тенденции среди богатых, и поэтому культурные аспекты ойранских традиций сохраняются и по сей день. Немногие оставшиеся женщины, которые до сих пор занимаются искусством ойран (теперь без сексуального аспекта), делают это для сохранения культурного наследия, а не для профессии или образа жизни.

Geta reeno

У геты обычно нет правой или левой ступни, палец ноги находится в центре, а внешняя сторона ступни слегка нависает над подошвой. В последнее время, однако, популярный гета-дизайн для японских женщин имеет отверстие не в середине, а в смещении, так что у геты есть определенная левая и правая ступня. На них влияет современная обувь. Эти гета более узкие для женщин и сделаны с четкой формой стопы. Традиционные геты очень квадратные, но эти новые геты более модные.

Поккури Окобо

Поккури. Молодые девушки надевают их по особым случаям. Внутренняя часть полая и может содержать маленькие горошины для шума, поэтому владелец издает звук при ходьбе, покури — звукоподражание для звука, который делают эти туфли. Они обычно используются с таби. Майко (гейша ученица) часто носят окобо поккури. Эти гета увеличивают рост майко и гарантируют, что она идет маленькими, лёгкими шагами. Цвет ремешков указывает на ранг или опыт майко, начиная с красного (ханао) и заканчивая желтым (майко), незадолго до того, как стать полной гейшей. Гейши не носят окобо, они носят стандартные геты или зори.

Поккури и Коппори обычно очень нарядны и носятся маленькими девочками на шичи-го-сан (7-5-3), который является праздником в возрасте 7, 5 и 3 лет. Обувь Майко очень дорогая и ее трудно найти.зори

Zouri -草履

Правописание зори сильно варьируется. Дзори — лучший выбор для кимоно, но их также можно носить с юката. Большинство женщин носят зори с кимоно. Зори — это стринги, как правило, на танкетке, хотя иногда и на плоской подошве. Наиболее распространенные традиционные зори сделаны из соломы, известной как «татами», однако, ткань, лакированное дерево и кожа также используются.

Традиционно Zori невысоки, но современные стили могут иметь платформы разной высоты. Более неформальные зори обычно имеют черные или цветные «стринги», а формальные стили — белые. В последние годы их делают китайцы из синтетических материалов. Часть ремешка называется ханао и обычно может быть заменена, если она повреждена или требуется изменение. Считается, что стринги между пальцами ног оказывают давление на акупрессурные точки, помогая телу.

Зори для девочек.

Jika-Таби

Jika Tabi была изобретена и популяризирована в 20 веке. Эта уличная обувь создана по образцу таби, поэтому на английском языке ее называют «сапоги таби». Их иногда используют люди, работающие на улице, например, рикши, которым нужно быстро двигаться и цепляться за дорогу, что было бы трудно в традиционных сандалиях. Они также популярны среди строителей.

Setta -雪駄-

Белая сетта, сандалии буддийского монаха. Тип zouri носили в основном мужчины, кожаное дно крепится непосредственно к вершине в сооружение, называемое jikazuge. Сверху сплетенная из бамбука, кожи или синтетики, пришивается к кожаной подошве.

Со всей этой обувью носят носки таби, предназначенные для ношения со стрингами, если только не надето повседневное хлопковое кимоно юката, в этом случае никто не носит таби. Другое исключение — сандалии вараджи, которые часто носят без таби, особенно работники в сельской местности. Хотя у женщин они преимущественно белые (и всегда формально белые), таби с рисунком становятся популярными как у мужчин, так и у женщин. Традиционно мужчины могут носить синие или черные таби во время путешествий, но они носят белые таби в официальных случаях. Старый стиль таби не растягивается, с застежками из кохазе, а более современный стиль растягивается и без застежек. По японским правилам, обувь снимается при входе в дом, каждый идет по их тщательно вымытым полам в своих носках таби или в паре внутренних сандалий татами.

Источник

Традиционная японская обувь

Теперь в Японии редко носят кимоно и юката, поэтому неудивительно, что и такую традиционную обувь как гэта, дзори и варадзи увидишь нечасто. А всего каких-то 30-40 лет назад сандалии дзори и деревянные башмаки гэта были обычны. Давайте посмотрим на японскую обувь, с древнейших форм до современных уникальных моделей, которые отражают неизменные представления о том, что полезно для ног.

Читайте также:  В какой местности растет брусника

Традиционная японская обувь

У традиционной японской обуви два исторических корня. Один тип обязан своим происхождением Южному Китаю и Юго-Восточной Азии, для него характерен ремешок, идущий от передней части подошвы. Нога проходит под ремешком, а большой и средний палец ноги сжимают черенок. Такая открытая конструкция идеальна в тёплом и влажном климате, благодаря ей легко и надевать, и снимать сандалии. Другой тип обуви пришёл из Северного Китая и Корейского полуострова. Нога полностью закрыта, почти как при носке башмаков.

В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта (деревянных башмаков), которые появились позже.

В захоронениях VI века членов правящего класса обнаружены башмаки. Они были обиты металлическими пластинами, следуя дизайну, пришедшему с Корейского полуострова, отличаясь изысканностью украшения, и наверняка не предназначались для повседневной носки. Позже башмаки стали носить на церемониях при дворе, а также в буддийских храмах и синтоистских святилищах. Даже сегодня в традиционное церемониальное облачение членов Императорского двора входят изысканно украшенные вырезанные из дерева башмаки. В древности носили также тряпичную и кожаную обувь. Плетёная соломенная обувь пришла в VIII веке из Китая и вскоре превратилась в соломенные сандалии варадзи, которые лучше подходили к японскому климату и соответствовали традиции снимать обувь, входя в дом.

Тагэта носили на рисовых полях и после Второй мировой. Этот тип тагэта назывался о-аси. Типичная сценка гравюр на дереве, на которой изображены простые люди где-то после 1750 года. За молодой женщиной в гэта на босу ногу идёт служанка в дзори. Эта гравюра называется Оги но Сэйран (Освежающий ветерок от складного веера); она взята из серии Дзасики Хаккэй, созданной Судзуки Харунобу.

Сэнгай: Обувь, вытканная из шёлка, которую носили во дворце придворные дамы.

Сандалии варадзи плетут из соломы. Длинные полоски соломы, закреплённые спереди, проходят через петли по бокам и на пятке и завязываются на лодыжке, удерживая ногу на подошве. Варадзи лёгкие, в них можно ловко и проворно ходить, и они недороги в изготовлении, так что в старые времена их носили младшие чины, строительные рабочие и простые люди во время поездок. Некоторые рыбаки до сих пор носят их в горных ручьях, чтобы покрепче держаться на ногах.

Соломенные дзори – усовершенствованная версия варадзи; их считают предками пляжных сандалий, которые теперь носят во всем мире. У них и ремешок, и овальная подошва сделаны из плетёной соломы. Большой и средний палец захватывают черенок ремешка. Одним из вариантов были асинака без каблуков, предназначавшиеся для средневековых полей сражения. Со временем люди стали носить дзори на сельскохозяйственных работах. В эпоху Эдо (1603 – 1867 гг.) башмачники обосновались в городских районах и вскоре стали изготовлять дзори различных видов. Одним из этих видов, который теперь и считается типичным дзори, были сандалии сэтта — верхнюю часть подошвы плели из бамбуковой оболочки, нижнюю покрывали кожей, а на каблук прикрепляли металлический элемент. У других дзори были причудливые формы и роскошный дизайн.

Фука-гуцу: Сапожки, сплетённые из ячменной соломы. Предназначены для предохранения от влаги и холода при ходьбе по снегу.

Асинака: Пальцы и пятка выступают за подошву, что улучшает сцепление с землёй и облегчает работу ног.

Кандзики: Их носят под башмаками, чтобы не тонуть в глубоком снегу.

Вара-дзори: В течение веков менялась и форма сандалий дзори, и материалы, из которых их делали. Вот эта форма, пожалуй, близка к оригиналу.

Асагуцу: Башмаки, вырезанные из дерева и затем покрытые чёрным лаком. Эту пару носил какой-то синтоистский жрец XIX века.

Цурануки: Меховая обувь, которую надевали в Средние века военачальники, выступая в бой верхом на лошади.

Иппон-ха гэта: Когда-то их носили буддийские отшельники в горах, а теперь – некоторые мастера приготовления суси.

Гэта – это в принципе прямоугольная деревянная подошва на двух деревянных подпорках снизу и с ремешком сверху. Пальцы захватывают черенок, как и при носке дзори. На свитках с рисунками ещё X века изображены люди в гэта, то есть гэта носят уже давно. К началу XVIII века были разработаны усовершенствованные инструменты, что позволило перейти к массовому производству гэта, и в городе Эдо (современном Токио) они вошли в моду. Они становились всё более кричащими, и Сёгунат, наказывавший за излишнее внимание простолюдин к внешнему виду, запретил ношение лакированных гэта. Пока обычной обувью не стали туфли, лучшей обувью оставались гэта – пик их производства приходится на 1955 год, тогда он составил 93 миллиона пар, после чего последовал резкий спад.

Таби похожи на носки, но только рассчитаны на ношение с дзори или варадзи. Таби содержат ноги в тепле зимой и предотвращают воспаление там, где о ноги трётся ремешок. Неповторимое своеобразие этим “носкам” придаёт желобок под черенок ремешка между большим и средним пальцем.

У дзика-таби тоже есть выемка, как у таби, но у них резиновая подошва, и поэтому их можно носить на улице безо всякой другой обуви. Их изобрели в 1922 году два брата из семьи Исибаси, Токудзиро и Сёдзиро. Раньше семья Исибаси занималась изготовлением таби, а теперь эта компания стала корпорацией Бриджстоун, производителем резиновых покрышек. Новые ботинки дзика-таби сыграли важную роль при восстановлении разрушенного во время Токийского землетрясения 1923 года. В дзика-таби нельзя поскользнуться, выемка даёт пальцам лучшую опору в трудных местах, чем и объясняется тот факт, что их до сих пор используют на стройплощадках Японии.

Читайте также:  Что делать если авокадо темнеет

Современная Япония многое переняла у Запада, и теперь на улице носят почти исключительно туфли. Но традиция снимать обувь в доме осталась, что привело к использованию в школах тапочек увабаки. Другие виды обуви, разработанные в современной Японии, призваны содействовать здоровью. Да и старинные гэта и дзори начинают возвращать себе утерянные было позиции, потому что ношение их без носков, говорят, улучшает кровообращение. И на ногах сидят хорошо, и выглядят модно

Развитие обуви в Японии определялось общественными обычаями и климатом. Эти образцы не сдавливают ног, позволяют им дышать. Их легко надеть и так же легко снять, и поэтому некоторые из них до сих пор носят в Японии.

Ниже показаны фотографии обуви, которую делают в настоящее время в Японии.

Гэта. При ходьбе издают характерное постукивание. Ещё лет 30 тому назад были распространены.

Яки-гэта
Поверхность прожигают и потом полируют, чтобы не было видно грязи и легче было ухаживать за обувью.

Сэтта
Верх подошвы раньше делали из бамбуковой оболочки, но теперь делают из того же материала, которым покрывают коврики татами, чтобы ноги были сухими. Ремешок, как правило, чёрный, хотя на некоторых последних моделях есть рисунок.

Поккури. Название звукоподражательное: такие звуки раздаются из-под полых подошв при ходьбе. Молодые девушки надевают их по особым случаям. (1)
Гэта и окобо (по-другому поккури) делались из древесины павлонии — твердой и легкой. Окобо носили и носят ТОЛЬКО майко (будущие гейши). Окобо бывают разной высоты приблизительно от 7см до 11 см. Ложе для ноги может быть деревянным, без подкладки, может быть простелено плетеной соломенной стелькой или же вся сандалия покрывается лаком по дереву, старинные окобо могли обтягивать тканью и расписывать вручную, современные окобо выглядят проще.

Желательный отступ от пятки окобо до пятки хозяйки приблизительно 2 см. Ширина также варьируется. На передней части окобо располагали вмонтированный в сандалию бубенчик, поэтому каждый шаг сопровождался специфическим постукиванием и звоном. Неоднократно обсуждалось, для чего это было нужно, из всех версий показалась наиболее логичной такая: когда девушка становилась майко, для развития своей карьеры ей необходимо было как можно больше состоятельных поклонников, безусловно, новую майко представляли в чайных домах. Но насколько эффектно было пройти по улице, звеня окобо, привлекая внимание не только своим видом.

Если обратиться к различным сайтам он-лайн покупок в Японии, можно найти окобо в продаже. Но, к сожалению, цена на них очень высока, от 350 до 1200 доларов. К тому же средние размеры 23.5-24 см.

Гэта носили и носят люди различных прослоек и статусов. Существует огромное разнообразие их видов. Деревянные делают из цельного куска дерева павлонии. Как правило, левая и правая нога ничем не отличаются, разве что отступом для тесьмы. Кроме 2-х зубцевых, существуют однозубцевые и 3-ех зубцевые гэта. Трехзубцевые гэта носили японские куртизанки — ойран. Их гэта были очень высокими.

Такой вариант гэта создан специально для ведущих кукловодов театра Бунраку, чтобы сильно увеличить рост, для удобства управления куклой так как последняя составляет три четвертых человеческого роста.

Дзори
Роскошные сандалии для женщин. Подошва состоит из пяти слоёв и лакирована сверху. Женские дзори отличаются разнообразием дизайна и цветов.

Нива-гэта
Лакированные подошвы, кожаный ремешок. Их часто носят в саду.

Ама-гэта
Лакированные гэта на дождливые дни. К ним можно прикрепить цума-гакэ (щитки для пальцев), чтобы уберечься от воды и грязи.

Таби
Хлопчатобумажные “носки” таби для женщин обычно белые, а для мужчин – тёмно-синие (справа внизу). Хотя в наши дни по традиционным праздникам мужчины иногда выбирают другие цвета, которые походили бы к их кимоно. Таби слева, с верёвочками, – усовершенствованный вариант тех, какие носили в XVIII веке. У современных таби есть металлические застёжки в форме ногтей.

Дзика-таби
У них такая же форма, как и у таби, за исключением резиновой подошвы. Их носят на улице. Они крепкие, в них легко двигаться. Такие дзика-таби надевают те, кто помогает носить переносной алтарь во время празднеств.

“Диетические тапочки”
У них нет пятки, так что приходится ходить на цыпочках, а это поднимает тонус мышц и улучшает осанку. Сейчас пользуются огромной популярностью. Изобретены домохозяйкой, которая хотела помочь людям улучшить внешность и поправить здоровье.

“Сандалии, полезные для здоровья”
На верхней части подошвы есть множество маленьких колышков, которые стимулируют точки на ступнях, реагирующие на давление.

“Лечебные гэта”
Бугорки для свода стопы обеспечивают комфортность при ходьбе. Волокно кедрового дерева придаёт обуви ещё большую привлекательность.

Резиновые дзори. Японские дзори были прототипом тех тапочек, которые теперь можно увидеть на пляжах всего мира.

Увабаки. В большинстве японских школ, до старших и выпускных классов средней школы, учащиеся, входя в помещение, снимают обувь и надевают такие вот увабаки.

Источник

Оцените статью